В 1981 году на западных телеканалах появился необычный рекламный ролик. Зрители видели мужские руки, а закадровый голос спрашивал: «В какой руке камера Pentax? В этой, конечно». Ладонь разворачивалась, и в ней оказывался маленький фотоаппарат. Закадровый голос продолжал: «А в этой — объективы» — и в раскрывшейся второй ладони зритель мог видеть два крохотных объектива. Ролик рекламировал камеру Pentax Auto 110.
На самом деле камера была представлена еще раньше, в 1978 году, и сразу вызвала восторг и удивление. В 1970-80х годах 16-миллиметровая фотопленка формата 110 была очень популярна. Главная причина — простота работы с ней. Пленка поставлялась в неразборных «двухбаночных» кассетах, которые можно было просто вставить в камеру и сразу снимать, а по окончании съемки не требовалась обратная перемотка. Удивительно, но огромному количеству пользователей казались невероятно сложными операции по загрузке и перемотке обычной 35-мм пленки, и 110-я начала уверенно завоевывать рынок. Множество производителей фототехники выпустили без преувеличения сотни моделей камер для нее. Основным формфактором был плоский «крипичик», и долгое время никому и в голову не приходило сделать что-нибудь по-другому.
Простота обращения с кассетами (даже ребенок справится!) привела к появлению огромного количества детских фотоаппаратов этого формата — выпускались розовые камеры Barbie, камеры в виде головы панды, самолетов и клоунов, «шпионские» игрушечные фото-очки и даже фототрансформеры.
Казалось бы, вот он — успех, однако в головах потребителей быстро сложился стереотип: «формат 110 — это детская забава». Нужно было что-то менять, и копания Pentax выпустила собственную, одну-единственную модель. Но зато какую! Это была зеркальная камера с TTL-экспозамером и сменными объективами. И при этом она помещалась в кулак! Ну хорошо, в крупный мужской кулак.
Asahi Pentax Auto 110 (так она тогда называлась) стоила невероятные 500 долларов, но была буквально напичкана оригинальными и самыми современными на тот момент технологиями:
- Полностью автоматическая экспозиция с замером через объектив
- Механизм диафрагмы, встроенный в «тело» камеры
- Яркий, четкий и контрастный видоискатель со светодиодной индикацией
- Парк объективов, фильтров, бленд и close-up линз
- Комплектная вспышка
- Внешний моторный привод (!)
Одним словом, это был топовый зеркальный фотоаппарат (по состоянию на 1978 год, конечно), уменьшенный раз в семь. Поставлялся он в виде шикарного комплекта со всеми аксессуарами.
Сегодня во всей наблюдаемой нами Вселенной остался всего один производитель фотопленки формата 110 — компания Lomography, да и та периодически пропадает с радаров. Энтузиастов становится все меньше, камеры никому не нужны, и в результате комплект, который вы видите на фото выше, я купил на eBay за сегодняшние тридцать с небольшим долларов вместе с пересылкой.
Технические характеристики камеры:
- Режимы: P (полностью автоматический)
- TTL-экспонометрическое устройство
- Электронно-управляемый затвор 1/750 — 1 сек.
- Диапазон диафрагм: f/2,8 — f/13,5
- Питание: два элемента 1,5В (LR44)
- Возможность подключения внешнего моторного привода с возможностью серийной съёмки до 1,5 к/сек.
- Отображение в видоискателе достаточности/недостаточности выдержки для съемки с рук
- Штативное гнездо
Не знаю, где эту коробку хранили, но выглядит ее содержимое так, словно ее вообще никогда не открывали. Осталась даже тоненькая калька, в которую завернут каждый пластиковый контейнер с линзами. Аппарат полностью работоспособен, ни плесени, ни пыли нет. В комплекте — три объектива (к каждому прилагается бленда, UF-фильтр и макро-линза): широкоугольник 18 мм f/2,8, «нормальный» 24 мм f/2,8 и «телевик» 50 мм f/2,8. Поскольку размер кадра у пленки 13х17 мм, чтобы получить фокусное расстояние, эквивалентное 35-мм пленке, все значения нужно умножить на два — именно поэтому «полтинник» здесь назван «телевиком». Но его я использую чаще всего, да и выглядит он на камере, пожалуй, лучше остальных.
Кроме того, в комплекте вспышка и моторный привод (оба аксессуара работают на паре батареек АА). Вспышка, как положено, вспыхивает, а моторный привод с жужжанием перематывает пленку и взводит затвор, позволяя вести серийную съемку. Кстати, при ручной работе рычаг взвода затвора необходимо поворачивать дважды: первый раз — для перемотки, второй — для взвода. Но это не очень напрягает, быстро привыкаешь. Камера остается миниатюрной даже будучи обвешана всей «периферией».
В 1981 году была выпущена вторая версия — Pentax Auto 110 Super. Функций и технологий в ней стало еще больше: добавили блокировку спуска, автоспуск, кнопку экспокоррекции, а также расширили диапазон выдержек. Обновили вспышку и привод. Кроме того, появились еще три объектива: широкоугольный 18 мм «Pan Focus», «телевик» 70 мм f/2,8 и даже zoom 20-40 мм f/2.8, так что теперь их стало шесть.
Осталось увидеть снимки, сделанные этим фотоаппаратом. На новогодние каникулы я увез Pentax в Рим, прикрутил к нему «полтинник» и с удовольствием расстрелял пару пленок. На мой вкус, качество вполне достойное, особенно, если учесть, что Lomography — это далеко не Kodak и не Fuji, а сканировал я планшетным сканером Epson V550. Если ухитриться затолкать 16-мм пленку в какой-нибудь профессиональный сканер, полагаю, результат будет более впечатляющим.
В общем, я, как любитель пленочной фототехники и всего миниатюрного, необыкновенно рад аппаратику. Правда, коллекционерский зуд все равно не дает покоя, и где-то в подкорке активно копошится желание купить и вторую версию камеры, а также все варианты объективов. Благо, места в шкафу все это богатство много не займет.
Как обычно, в процессе подбора материалов обнаружилось множество самых удивительных версий камер формата 110. Например, в виде трехглазого бинокля.
Вряд ли я его когда-нибудь куплю. Хотя…
Автор: Jazzzzman