Пленочные фотографы — народ странный. Ни один из них не в состоянии ответить на вопрос «Почему ты снимаешь на пленку?» так, чтобы всем было понятно и не возникало дополнительных вопросов. Они начинают нести что-то про «теплые цвета», «вкусное зерно» и прочее, но на самом деле нам (да, я тоже пленочный фотограф) просто нравится вся эта возня с кассетами, ретро-фотокамерами, растворами и красными лампами. Мой случай особой тяжести — я фотографирую на пленку формата 127.
Началось все с того, что на новый год мне подарили бакелитовую фотокамеру Kodak Brownie Holiday примерно 1947 года выпуска…
Поскольку подвижных частей в ней ровно две с половиной штуки (включая механизм перемотки и затвор), то она оказалась в полностью рабочем состоянии — ломаться там просто нечему. Я надолго пропал в интернете и выяснил, что компания Eastman Kodak, родоначальница всей бытовой фотографии, выпускала огромное количество самых разных фотоаппаратов, среди которых была серия Star. После Второй Мировой в компанию пришел дизайнер Артур Крепси, который, обладая большим талантом, создал прекрасные фотокамеры Starmite, Starmeter, Starmatic и так далее.
Это были простенькие пластмассовые аппараты с одной линзой и элементарным затвором; с единственной выдержкой и одним-двумя значениями диафрагмы. Их простота продвигалась компанией, как конкурентное преимущество — «навел и снял». Фотопленку после этого можно было отправить по почте на один из заводов Kodak и получить конверт с готовыми отпечатками. При цене от доллара до пяти эти камеры были бешено популярны, они были буквально в каждом американском доме. Сегодняшние цены на них выросли ненамного, на eBay можно найти любую примерно за 15-20$. Причина — никому они не нужны. Это и позволило мне собрать всю линейку Star и выставить на полку. Самая любимая — камера Strflash, ее выпускали в четырех цветовых вариантах. Была еще одна версия, красно-белая, с логотипом Coca-cola, но она настолько редка, что стоит до полутысячи американских рублей.
Понятно, что просто коллекционировать не интересно — надо снимать! И вот тут возникли трудности, поначалу казавшиеся непреодолимыми. Дело в том, что все эти мыльницы снимали на фотопленку формата 127, который сегодня не выпускается совсем. Изредка какие-нибудь мелкие компании объявляют о запуске производства, но, не найдя спроса, быстро сворачивают инициативу.
Все знают, что такое «обычная» фотопленка — её ширина 35 мм, есть двусторонняя перфорация, этот формат называется «135», на фото она крайняя слева. Эту пленку можно спокойно купить в немногих оставшихся фотомагазинах. Мeнее популярна пленка формата 120 — так называемая «широкая», ибо ширина её 62 мм. Перфорации нет. Выпускается она в катушках, на которые наматывается вместе с защитной светонипроницаемой бумагой («ракордом»), и используют её в специальных фотоаппаратах. На фото она — крайняя справа. Её тоже можно купить, правда уже не в каждом фотомагазине. Но главное — и тот и другой формат все еще производят. А в центре мы видим «ни рыбу, ни мясо» — пленку формата 127. Её ширина 46 мм, перфорации нет, ракорд есть. И найти её в продаже обычному человеку невозможно. Совсем. Ибо производства нет.
И тут приходит на выручку фотографическая смекалка. Пленку шириной 46 мм можно сделать из более широкой, которую еще производят, ширина её 52 мм — нужно просто срезать лишнее. Для этого существует несколько способов. Самый простой — с помощью гильотинки для сигар.
Нужно вставить в нее ролик пленки и в полной темноте обрезать лишнее.
Мне этот способ не подошел — во-первых, это достаточно тяжело, а во-вторых, легко промахнуться с размерами. Второй способ — приобрести специальный резак.
На сегодняшний день производит его один-единственный мужичок, загибающий за него такую цену, что становится грустно. В общем, немного поразмыслив я принял решение изготовить резак самостоятельно — из трех пластиковых карточек, четырех болтов и обломка лезвия.
Чтобы коллеги по увлечению лучше поняли, как им пользоваться, я снял специальное видео. Разумеется, в ролике использован макет, ни одна фотопленка при съемках не пострадала.
Есть приятный момент: на старой пленке, которая уже не выпускается, помещалось 12 квадратных кадриков 4х4 см. Пленка, нарезанная из новой 120-ки получается длиннее, и на ней можно сделать целых 17 кадров. Остается зарядить полученный ролик в фотоаппарат, отщелкать его и проявить. Вот примеры фотографий, сделанных Starflas:
Понятно, что простота конструкции камеры сказывается на качестве картинки, но как занятный эксперимент это все очень радует. Кстати, в фотоаппаратах, купленных на eBay часто оказывается забытая пленка, отснятая еще в 1950-х. Я ее тоже проявляю и иногда обнаруживаю фотографии:
Но под пленку формата 127 выпускали не только «мыльницы». Существовали и вполне серьезные аппараты, например Yashica 44, Primo Jr, Minolta Miniflex или даже Rolleiflex Baby:
Вот они, мои красавцы. Это двухобъективные зеркальные фотоаппараты. В то время еще не был придуман механизм подвижного зеркала, который сейчас применяется во всех «зеркалках», и поэтому был придуман простой и достаточно безумный способ показать в видоискателе картинку, максимально приближенную к той, что окажется на пленке: для «прицеливания» в камеру встроили второй объектив, идентичный первому, но без затвора и диафрагмы. То есть визирование происходит через верхний объектив, а экспонирование — через нижний. Поскольку здесь уже и оптика и механика намного сложнее, чем во всех предыдущих вариантах, результаты эти «двуглазики» выдают вот такие:
Кстати, меня все время очень напрягало, что узенький обрезок пленки, остающийся после резака, приходится выбрасывать. Пока однажды не осенило: 62 мм — 42 мм = 16 mm. А ведь на свете существуют фотоаппараты, для которых эти самые 16 мм — родной формат! Для опытов был куплен видавший виды «Киев-30», и результаты оказались вполне приличными. Но это уже, как говорится, совсем другая история.
Автор: Jazzzzman