Думаю, каждый фотограф хотя бы раз сталкивался с состоянием, когда просто не хочется брать в руки камеру. Или желание есть, но совершенно нет идей. У новичков это нередко бывает от растерянности и нехватки опыта. У «матерых» мастеров порой наступает творческое выгорание.
Сам я тоже в разные периоды не избежал минимум трех творческих кризисов, но успешно (мне так кажется) их преодолел. Поэтому сегодня решил поделиться проверенными лично способами, где найти вдохновение фотографу.
Поиск вдохновения в повседневной жизни
Начну с банального: на самом деле сюжеты есть везде, их просто нужно уметь видеть. С опытом это становится легче, а поначалу придется тренироваться. Вот одно из упражнений, которому меня научил хороший товарищ (а его, в свою очередь, этому научил преподаватель в кружке фотолюбителей еще в 70-е годы прошлого века).
Суть простая: не выходя из помещения, найдите и снимите разные элементы. Например, свет и тень, линии и формы, текстуры, цветовые и масштабные контрасты и т. д. Повторяйте упражнение регулярно, можно даже по нескольку раз в день. Вот один из моих снимков — просто вид во двор из окна первого этажа в дождь.
Просто научитесь находить что-то необычное. Вы удивитесь, сколько еще вокруг неохваченных сюжетов. Например, однажды я выставлял в студии аппаратуру для съемки и вдруг увидел интересный ракурс. Сфотографировал, а чуть позднее сделал цикл «Свет».
Еще одна полезная привычка — брать с собой камеру на прогулку. Снимать сюжеты на память можно и смартфоном — в конце концов, вы же не собираетесь потом распечатывать фотографии в формате A1. Главное — научиться смотреть по сторонам. Вот, к примеру, что я однажды увидел сквозь витрину.
Эксперименты с жанрами и техниками
Конечно, изначально каждый искал «свой стиль», и теперь предпочитает работать в том жанре, к которому имеет определенную склонность. Но если чувствуешь, что пока ничего нового тут сделать не можешь, почему бы не попробовать себя в других? Лучше всего кардинально поменять направление. Если до этого фотографировали пейзажи, переключитесь на жанровый уличный портрет. Любитель репортажа? Начните снимать предметы.
Поэкспериментируйте с разными техниками обработки фото. Например, сделайте несколько вариантов одного и того же кадра в разных стилях. Или попробуйте новую технику.
Помню, когда устал работать со студийным освещением, меня очень вдохновили эксперименты со световой кистью. Техника эта максимально простая: требуется лишь абсолютно темное помещение, штатив, пульт дистанционного управления затвором и точечный источник. В моем случае это была светодиодная указка. Еще я использовал в качестве подставки темное стекло. Но это необязательно.
В своих экспериментах я пробовал снимать и живые модели. Как-то даже заснял кота. Правда, уговорить его лежать неподвижно не удалось. Но зато получился неожиданный эффект, который, по-моему, совсем не испортил снимок.
Были и другие эксперименты. Например, одно время я полностью отказался от зум-объективов и, по примеру Картье Брессона, снимал все исключительно на 50-миллиметровый портретник. Потом было увлечение винтажными объективами — Гелиос-44 и Индустар-50.
В общем, не останавливайтесь на достигнутом и постоянно бросайте вызов самому себе. Ищите сюжеты, пробуйте новое. Гарантирую, рано или поздно вы найдете то, что вам будет интересно.
Посмотрите работы других фотографов
Если не сложилось с собственными идеями, возможно, их стоит поискать у других. Я не говорю о том, что нужно полностью копировать чужие работы. Можно использовать их как отправную точку для своих экспериментов.
Я не буду советовать классиков. Если вы серьезно увлекаетесь фотографией, то вряд ли мимо вас прошли репортажи Брессона, провокационная эстетика Ньютона или кричащее одиночество большого города Мацумото. Их работы хорошо известны, и уже стали академическими. Но учиться можно и у современных мастеров.
-
Сиро Галлуччио — итальянский фэшн-фотограф и мастер концептуального портрета. Мне больше импонируют черно-белые работы, но и в цвете он великолепен.
-
Омар Роблес — пуэрториканец (сейчас живет в Нью-Йорке), влюбленный в танец. Его уличные зарисовки завораживают своей динамикой.
-
Нирав Патель — образец совершенного владения цветом. А его работы с зеркалами помогли мне придумать идею нового проекта.
Посетите онлайн-выставки
Еще один вариант поискать вдохновение в чужих работах — выставки. Плюс — здесь можно посмотреть фото разных авторов. Минус — для посещения нужно время, которого, как известно, всегда не хватает. Но выход есть — можно совершить виртуальный визит.
Например, я регулярно захожу на портал музейно-выставочного комплекса РОСФОТО. Во-первых, там можно увидеть, что интересного сейчас есть в Санкт-Петербурге. Во-вторых, на сайте всегда есть большое количество онлайн-выставок разной тематики.
Последнее, что меня реально вдохновило — это проект «НОРМКОР. Практики повседневности в современной молодежной фотографии». В нем представлены работы поколения Y, к которому отношусь и я. Так что естественно, что меня заинтересовало, чем дышат люди, которым сейчас от 30 до 40. Не всегда видение авторов мне близко, но я нашел интересные концепции:
-
Кинематографическая ноктюрн-эстетика тюменского дизайнера и фотографа Владислава Третьяка — Sunset (2023 г.)
-
Фотодокументалистика фотографа из Павлодара Антона Селезнева — Rose (2013 г.)
-
Немного мрачный постмодернизм Алексея Партолы — серия «Призраки» (2021 г.)
Посмотрите хорошее кино
Устали от фотографий? Отвлекитесь на кино. Для себя я выделяю два типа фильмов, которые могут заинтересовать фотографа с точки зрения поиска идей.
-
Биографии — документальные и художественные. Из первых к обязательному просмотру рекомендую сериал «Контрольные отпечатки», посвященный мастерам репортажа, концептуальным и арт-фотографам (многие серии содержат биографические рассказы). Из художественных для меня на первом месте «Фотоувеличение» Антониони. Помимо сюжета там еще интересна операторская работа.
-
Фильмы, где можно подсмотреть операторские приемы, которые подходят также фотографам. Научитесь смотреть кино, немного отстранившись от сюжетной линии и выделяя отдельные сцены или даже кадры. Например, «Поезд на Дарджилинг» — это настоящий учебник по композиции. Здесь и многоплановость, и фрейминг, и неожиданные решения с симметрией.
Советы по организации рабочего процесса
Избежать того, что называется красивым, но банальным термином «творческий кризис» не удается почти никому. Главное — не опускать руки и уметь вовремя собраться, не впасть в фрустрацию и преодолеть хандру. Но еще важнее — знать, как избежать этого состояния. Вот простой чек-лист:
-
Не превращайте хобби или работу в рутину. Не гонитесь за деньгами и умейте отказываться от проектов, которые вас не интересуют.
-
Не перерабатывайте. Делайте перерывы и не забывайте об отпуске. Иногда просто позвольте себе не быть фотографом, даже если все ждут от вас именно этого. Сходите на концерт или на прогулку без камеры — иногда именно невозможность сделать кадр рождает идеи.
-
Время от времени меняйте жанры. Пробуйте новые технические приемы. Экспериментируйте с постобработкой.
-
Общайтесь с коллегами. Попробуйте организовать совместный проект. Или попросите разрешения присутствовать во время чужой фотосессии. Снимайте бэкстейджи (кстати, это очень интересный жанр).
Ну и еще один нестандартный совет, который я получил от старого мастера: попробуйте использовать свое состояние как отправную точку для начала нового проекта. Передайте свое настроение в творчестве, в конце концов на фоне общего мрачного пессимизма общества появилось такое концептуальное направление, как арт-нуар. Кто знает, может быть, вы станете родоначальником нового стиля.
Автор: pokrovsk