Любительская стереосъёмка

в 13:01, , рубрики: ruvds_статьи, стереоизображение, фотография, хобби

Любительская стереосъёмка - 1


В книге Якова Перельмана «Занимательная физика» было описание наблюдения ландшафта через стереотрубу:

«Трудно описать ощущения, которые испытываешь, когда смотришь в подобные инструменты, — до того они необычайны! Вся природа преображается. Далёкие горы становятся рельефными, деревья, скалы, здания, корабли на море — всё круглится, всё выпукло, расставлено на бесконечном просторе, а не лежит на плоском экране. Вы непосредственно видите, как движется далёкое судно, которое в обыкновенные трубы кажется неподвижным. В таком виде должны были бы представляться наши земные ландшафты сказочным великанам».

В этой книге был раздел, посвящённый стереоэффекту, и приводились несколько картинок, которые при особом способе рассмотрения в плоскости бумажного листа превращались в трёхмерные изображения. Это казалось фантастикой.

Ещё у меня отец увлекался съёмкой на слайд (поясню, слайд — это такая прозрачная гибкая фотоплёнка, позволяющая запечатлеть кадр с хорошей цветопередачей, пригодная для непосредственного наблюдения или проецирования на экран). И у нас был стереоскоп с некоторыми его самодельными стереопарами. В точности такой, как изображён на фотографии.

Любительская стереосъёмка - 2

Уже взрослым я нашёл на барахолке набор промышленно выпускаемых наборов стереопар на различную тематику.

Любительская стереосъёмка - 3

Пару слов о физиологии зрения

Почти все позвоночные обладают парой глаз, разнесённых в пространстве, способными независимо поворачиваться при помощи системы мышц и связок. Эволюционно животные приспособились объединять два независимых изображения для определения расстояния для объектов.

Любительская стереосъёмка - 4

Многие птицы способны как к монокулярному, так и к бинокулярному режиму зрения. Даже у человека внешние (относительно оси затылок-нос) части поля зрения не зависимы и задействованы для грубой оценки обстановки и детектирования движения. Но в центральных полях зрения в зоне их взаимоперекрытия, мозг производит операцию бинокулярного суммирования (англ).

Важно добавить, что в определении объёма и расстояния до предметов немалую роль играет эффект параллакса из-за постоянных микродвижений головы и перемещения тела в пространстве. Закрыв один глаз, вы сможете почти с той же эффективностью передвигаться и брать предметы.

Зачем это нужно?

Мой интерес к стереосъёмке возник этой весной, и случилось это как внезапное озарение. Я и так люблю фотографию и много снимаю почти каждый день, но стереосъёмка придала ещё больше задора. Она позволила выйти на новый уровень «трёхмерной фотографии», и я хочу вас заразить энтузиазмом.

К тому же такие стереопары могут послужить больши́м подспорьем для цифровых археологов будущего, которые смогут извлечь из ваших кадров значительно больше информации о месте съёмки.

Космическая станция «Луна-13» имела на верхней части две панорамных камеры, разнесённых на некоторое расстояние именно для того, чтобы получить больше информации о рельефе в месте посадки.

Стереокамеры фотохимической эры

Стереосъёмка — совсем не новое изобретение, и более 150 лет назад уже существовали двухобъективные фотокамеры, позволяющие снимать стереопары на фотопластинки.

Любительская стереосъёмка - 5

Лорд Данло со стереокамерой в 1864 году делает снимок. National Library of Ireland on The Commons.

Советская промышленность выпускала в 50–70 годы стереокамеру «Спутник», снимающую на рулонную фотоплёнку формата 120.

Любительская стереосъёмка - 6

Фотография: Bilby.

Выпускались также камеры для плёнки формата 35 мм, всевозможных конструкций. Некоторые имели по три и более объективов.

Любительская стереосъёмка - 7

Фотография: Joost J. Bakker IJmuiden

Цифровые стереокамеры

Компания Fujifilm в 2010-х годах выпускала камеры FinePix Real 3D.

Любительская стереосъёмка - 8

Фотография: John Alan Elson

Фотоаппарат имеет два съёмочных объектива и стереодисплей, который позволяет наблюдать объёмное изображение напрямую глазами.

Двухкамерные самоделки

Как понятно из названия, сетап для стереосъёмки получают путём электрической синхронизации двух одинаковых камер с одинаковыми объективами. Этот способ имеет ряд плюсов: возможность замены объективов для расширения диапазона фокусировки, полноценные матрицы и съёмка в RAW, возможность снимать объекты в движении, производить стереовидеосъёмку, регулировать стереобазу при необходимости.

Любительская стереосъёмка - 9

Фотография: Patenteux

Две синхронизированные камеры, направленные в одну сторону, могут применяться для съёмки со сверхдлинной стереобазой, например, для съёмки объектов ландшафта, облаков и т. п.

Любительская стереосъёмка - 10

Фотография: m43photo.

Стереонасадки на объектив

Я никогда такими аксессуарами не пользовался. Их основной плюс в том, что можно снимать динамические сюжеты, ведь обе половины кадра фиксируются одномоментно. Например, животных, детей, колышущиеся цветы и т. п.

Любительская стереосъёмка - 11

Фотография: Dave Pape

Однообъективный, однокамерный метод

Я подробно хочу рассказать именно про него. Это самый простой метод, не требующий никаких дополнительных покупок и вложений средств. Съёмка ведётся с рук по методике «ча-ча» — перемещения верхней части тела вместе с камерой путём переноса веса с левой ноги на правую.

1) Найдите на объекте интереса приметную деталь, желательно поближе к центру кадра. В моём случае — это ближайшая фара автокрана. Выберите точку фокусировки в видоискателе, чтобы она совпадала с объектом-меткой.

Любительская стереосъёмка - 12

Хорошим подспорьем является внутрикамерный уровень. Но если его нет, не беда, поправите поворот на постобработке. Старайтесь не наклонять камеру по горизонту.

Сдвиньтесь вправо и снимите второй кадр, ориентируясь на индикатор точки фокусировки.

На какое расстояние сдвигать камеру? Всё зависит от вашей творческой задумки и расстояния до объекта. Если до объекта меньше метра, сдвигайтесь на 3-4 сантиметра. Если от метра до нескольких — примерно на межзрачковое расстояние человека. Это около 6 сантиметров. Объекты за сотни метров, для выраженного стереоэффекта требуют стереобазу в десятки сантиметров. Но вы не ограничены никакими рамками, экспериментируйте. Общее правило такое, что с ростом стереобазы эффект приобретает всё более гротескную выраженность. Например, можно добиться ощущения миниатюры при съёмке городского пейзажа, если расстояние между точками съёмки будет в несколько метров.

2) Установите камеру в режим M, если это возможно, и подберите экспозицию, адекватную вашей сцене. Можно поступить проще, если ваша камера фиксирует фокус и параметры экспозиции при полунажатии кнопки. Тогда просто не отпускайте её между кадрами.

3) Старайтесь не медлить между кадрами. Если освещение изменится или в кадре переместятся объекты, получится неприятный эффект визуального дребезжания.

Во время съёмки второго кадра из подъезда вышла женщина, оцените сами, как это воспринимается.

Любительская стереосъёмка - 13

Лучше всего снимать в полный штиль, качающиеся ветки и травинки дадут неприятный эффект. Как на этой паре снимков столетней бани, стоя́щей почти что в лесу.

Любительская стереосъёмка - 14

4) Рекомендую снимать в RAW и обрабатывать его потом дома. Но это вовсе не обязательно.

5) Загрузите кадры в ваш растровый редактор. Я использую Криту, но сгодится почти любой, т. к. преобразования с кадрами будут самыми простыми. Расположите один кадр над другим и сделайте вышележащий полупрозрачным. Я привык располагать внизу левый снимок, вверху правый.

Любительская стереосъёмка - 15

6) Сдвиньте кадры таким образом, чтобы изображения совпали примерно в центре.

Любительская стереосъёмка - 16

7) При необходимости поверните слой, ориентируйтесь на контрастные детали кадра, выравнивайте кадр по горизонту.

Любительская стереосъёмка - 17

Любительская стереосъёмка - 18

8) Обрежьте сюжетно важную часть до квадрата. Можно использовать иную пропорцию кадра, но мне кажется, что квадратное поле оптимальное.

9) Увеличьте размер холста на 100% вправо и сдвиньте нижний (левый) кадр вправо до края.

Любительская стереосъёмка - 19

10) Сохраните результат. Старайтесь не делать изображение слишком резким, при его масштабировании на мониторе могут появиться эффекты «кристаллизации». В идеале нужно делать даунсемплинг таким образом, чтобы изображение показывалось на мониторе 1 в 1, чтобы каждый пиксель картинке соответствовал пикселю монитора. Но это вовсе не обязательно.

Просмотр стереопар

Есть несколько принципиально различных способов просмотра стереопар. Но их общее свойство можно свести к тому, что для левого и правого глаза раздельно демонстрируется предназначенные для них изображения. Левый и правый визуальные каналы.

Мне не хочется искусственно раздувать объём статьи и перечислять их все, тем более что это замечательным образом описано в википедии. Остановлюсь на способах, подходящих под канву повествования и не требующих каких-то специальных средств.

Как показывает практика — это самый простой для освоения способ это перекрёстный, заключающийся в просмотре стереопары «перекошенным» взглядом, когда левый глаз наблюдает поле, находящееся справа, а правый, наоборот.

Любительская стереосъёмка - 20

Наглядное пособие.

Для этого вам нужно сесть перед экраном ноутбука или смартфона чуть дальше, чем вам комфортно и скашивать глаза, будто вы пытаетесь посмотреть на кончик носа, но фокусироваться нужно на экран. Вы заметите, что изображение вначале двоится, но картинки приближаются друг к другу и в какой-то момент «защёлкиваются», и можно наблюдать стереоэффект.

Если при этом осторожно приближать ладони, расположенные между вами и экраном с боков к центру (смыкая их перед собой на расстоянии, будто вы хотите закрыть обзор). По мере их сближения вы заметите, что боковые «побочные» изображения исчезают и остаётся лишь одно, центральное, трёхмерное.

Это происходит из-за того, что вы заслоняете для левого и правого глаза не предназначенное для него соседнее изображение, достигая момента, когда левый глаз видит только правую картинку, а правый — левую.

NB: Не пытайтесь смотреть картинки находящиеся слишком близко и имеющие слишком большие угловые размеры, иначе мышцам глаза приходится перенапрягаться в не физиологичном режиме. А вы можете почувствовать тошноту, двоение в глазах, кратковременное нарушение зрения. Внимательно прислушивайтесь к ощущениям.

NB: Если стереоизображение выглядит странным, будто вогнутым, оно предназначено для наблюдения прямым взглядом. Можно переставить местами половины картинки.

Идеи и неожиданные применения стереосъёмки

▍ Сверхдлинные стереобазы, позволяющие передать объём крупных объектов

Любительская стереосъёмка - 21

Эта стереопара большого 52-метрового валуна, который выступает из южного полушария астероида Бенну, и скалистых склонов. Она была создана учёными по обработке стереоизображений доктором Брайаном Мэем (Гитаристом группы Queen!).

Изображения были получены 1 и 2 декабря 2018 года камерой PolyCam во время последнего сближения космического корабля с астероидом. NASA/Goddard/University of Arizona

Любительская стереосъёмка - 22

Стереовид с воздуха на гору Адзучи, где расположен замок Адзути. Аэрофотоснимки Министерства земли, инфраструктуры, транспорта и туризма, 1982.

▍ Перемещения камеры благодаря движению транспорта

Я взял на ютубе чей-то футаж облаков, снятых с самолёта, и использовал кадры видео как части стереопары.

Любительская стереосъёмка - 23

К сожалению, забыл записать автора и не могу найти.

▍ Стереопары игровых локаций и трёхмерных сцен

Так же можно «сфотографировать» игровые локации путём небольшого смещения камеры.

Любительская стереосъёмка - 24

▍ Поворот и перемещение объекта

На древней стереопаре запечатлена луна в полной фазе со слегка отличающимся положением относительно Земли, этот эффект называется лунными либрациями. Вы, кстати, вполне можете повторить этот опыт и сегодня.

Любительская стереосъёмка - 25

Опубликовано в 1897 T. W. Ingersoll, сфотографировано Prof. Rutherford

▍ Микроскопическая стереофотография

Любительская стереосъёмка - 26

▍ Качающаяся, «одноглазая» стереограмма

Я объединил восемь кадров в анимацию.

Любительская стереосъёмка - 27

Заключение и галерея

Как и прежде, мой основной мотив статьи — мотивационно духоподъёмный, буду рад, если и вас зацепит эта увлекательная тема. Будет вдвойне хорошо, если вы будете делиться своими снимками со всем миром, заливая их в фонд «Викимедиа». Вот тут вы найдёте мои стереопары из статьи с полным разрешением.

Любительская стереосъёмка - 28

Проезд в жилом здании. Северодвинск, район Ягры

Галерея

Любительская стереосъёмка - 29

Помидор на моём окне.

Любительская стереосъёмка - 30

Последние из телеграфных столбов. Мезень.

Любительская стереосъёмка - 31

Могучее деревянное здание аэропорта Мезень.

Любительская стереосъёмка - 32

Тот же кран, но днём.

Любительская стереосъёмка - 33

Стереоэффект прекрасно наблюдается и на силуэтах.

Любительская стереосъёмка - 34

Миниатюрные радиолампы.

© 2024 ООО «МТ ФИНАНС»

Автор: engine9

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js