Вот так сидишь себе в офисе, разрабатываешь прибор, а потом обнаруживаешь себя в такси, которое стоит перед воротами Кавказской Горной Обсерватории ГАИШ МГУ на высоте 2км над уровнем моря.
Несколько жирных фотографий под катом.
Пару месяцев назад наше малюсенькое инженерное бюро взяло заказ на разработку прибора для телескопа. Подробно о приборе не расскажу, ибо нужно соблюдать NDA. За окном был весенний Петербург, электронщики паяли схему, писали прошивку, я делал модели, готовил управляющие программы для ЧПУ и по одной фрезеровал детали. В какой-то из дней прибор оказался собран, а за спиной остались десятки тестовых запусков. В мессенджер прилетело сообщение от заказчика, что пришло время вылетать на полевые испытания и через пару часов на почту упал билет Петербург — Минеральные Воды. Место испытаний — Кавказская Горная Обсерватория ГАИШ МГУ.
Признаться, я никогда в жизни не смотрел в телескоп, да и рядом со смотрящими даже не стоял, хотя подписан на все возможные астрономические и просто космические паблики, а также с неизменным интересом слежу за Кюриосити с его самого первого сола. Но про существование КГО знал, в отличие от всех водителей такси, что обитают возле аэропорта Минеральных Вод. Так что, по прилёту пришлось длительное время объяснять сначала диспетчерам, а потом и водителям, что если уехать за Кисловодск и найти местечко под названием Кичи-Балык, то поднявшись в гору можно найти целых две обсерватории и самая верхняя из них будет КГО. Помогли только GPS-координаты, ибо Яндекс.Карты у диспетчеров таких мест не находили, а Google Maps они не знают и знать не хотят.
Из окна такси дорога выглядела красочно и местами была очень похожа на пейзажи Новой Зеландии, если представить что нет дорожных знаков и машин с российскими номерами:
Ровно до того момента, пока мы не заехали на высоту тех тучек, которые раньше виднелись издалека:
Потому что когда мы забрались на самый верх и подъехали к воротам КГО, то оказались внутри дождевого облака и казалось что дождь пошёл вообще со всех сторон.
Оказалось, что в пасмурную погоду очень часто на территорию буквально наползает облако и в считанные секунды видимость падает до двух-трёх метров. Вот на этой фотографии видно павильон с небольшим телескопом, а большой телескоп на заднем плане уже через минуту стало совсем не видно:
Большой телескоп — это зеркальный 2,5 м телескоп с пятью портами (1 фокус Кассегрена и 4 фокуса Несмита), на которые может быть навешено разное оборудование.
Под куполом он выглядит вот так:
Это его вторичное зеркало:
А это я для сравнения:
Подкупольный климат обеспечивается установкой кондиционирования и вентиляции, которая гоняет воздух по теплоизолированным воздуховодам, выдувая его по периметру купола и забирая обратно:
Плавный ход всех подшипников обеспечивает отдельная маслостанция:
А это коммуникации, которые аккуратненько сползают в подвал и уходят в комнату наблюдений:
На этой фотографии видно рельсы для движения тележки, на которую опускается главное зеркало:
Затем это зеркало может быть отправлено на пост восстановления зеркального покрытия, который располагается в соседнем корпусе:
Надо сказать, что в распоряжении обсерватории имеются великолепные механическая, электромеханическая и авто- мастерские, в которых имеется буквально всё, что может понадобиться для решения технических вопросов.
Между корпусами мы ездили на брендированной газели, у которой ночью фары включались путём выдвижения ручки заслонки дросселя на себя.
В хорошую погоду с площадки большого телескопа остальные павильоны выглядят вот так:
Вот один из телескопов поменьше, на котором мы проводили испытания:
Телескоп можно наводить как вручную, так и дистанционно. Впрочем, как и управлять куполом:
Этот телескоп в основном используют для фотометрии, в частности для исследования вариации света небесных тел. Так, например, можно найти экзопланету, которая крутится вокруг своей звезды и периодически «затемняет» её.
Изображение получаем на ноутбук:
В целом, если в домике, где живут астрономы, кто-то долгой ночью сидит на кухне перед ноутбуком и чашкой чая, то скорее всего этот человек ведёт наблюдение, а вовсе не смотрит мемасики.
Испытания прошли успешно и последним важным делом, конечно, было сфотографировать бедную машинку, которая на газу еле ехала из-за разреженного горного воздуха.
Автор: Boriskin