Прочитал статью о том, откуда есть пошел знаменитый формат A4, и там в комментариях возник вопрос, откуда пошли нынешние форматы фотографической печати.
Для начала скажу, с какими форматами вообще могли столкнуться читатели «Хабра» и «Гиков».
-1*1 (79*79 мм) — такие снимки делали камеры Polaroid 600-й серии
Практически у каждого был или до сих пор пылится на антресолях такой аппарат
а вот кассеты к нему долго не хранились…
-3*2 — такие снимки делают все фотоаппараты, использующие пленку 35 мм
-4*3 — этот формат появился с приходом цифровой фотографии, поэтому практически любая цифровая мыльница и смартфон делают снимки именно с таким соотношением сторон.
Формат 1*1 оказался очень удобным того, чтобы в него как раз влезала голова. Любители селфи, этот ваш Инстаграм не первый, кто решил использовать квадратный кадр.
Формат 3*2 появился не случайно и задолго до появления фотографии как таковой. На протяжении многих веков, для построения гармоничных композиций художники пользуются понятием так называемого золотого сечения.
Золотое сечение — деление отрезка АС на две части таким образом, что большая его часть АВ относится к меньшей ВС так, как весь отрезок АС относится к АВ (т.е. АВ: ВС=АС: АВ). Это отношение равно примерно 5:8.
Построим сначала квадрат (выделен розовым цветом).Затем разобьем основание квадрата пополам ( точка X). Будем считать точку Х центром окружности, одной из точек которой является вершина квадрата Y. Затем построим окружность до пересечения с продолжением нижней стороны квадрата (точка Z), и построим через точку Z прямоугольник. В результате мы получим прямоугольник с соотношением сторон 5:8. Отношение величин отрезка А к отрезку С, такое же как отрезка В к отрезку А. Отношение 5:8 очень близко к отношению сторон стандартного кадра (34:36 мм = 5:7,5=2:3).
Построив такой прямоугольник, проведем линию из верхнего левого угла в правый нижний, а затем линию по направлению к точке Y (из предыдущего рисунка) до пересечения с делящей на две части прямоугольник линией.
Этот прямоугольник можно поворачивать как угодно, и если кадр будет скомпонован так, чтобы три разных объекта примерно располагались в этих секторах, то композиция будет выглядеть гармоничной.
Другим примером использования правила золотого сечения — расположение основных компонентов кадра в особых точках — зрительных центрах, Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости. Человек всегда акцентирует свое внимание на этих точках, независимо от формата кадра или картины.
А вот, как это выглядит на практике:
В формате 4*3 интересного ничего нет, он просто адаптирован для просмотра на мониторе, и отсюда выходят «классические» разрешения:
640*480 — так снимают мобильные камеры 0.3 мегапикселя
1280*960 — примерно 1.3 МП
1600*1200 и 1632*1224 — 2 МП
2048*1536 — 3.2 МП и т. д.
Цифровые зеркальные и системные фотоаппараты в дань традиционного пленочного фото за некоторым исключением также используют формат 3*2. Кстати говоря, «кропнутые» матрицы формата APS-С (22,3*14,9 мм) также подчиняются законам золотого сечения, поскольку ровно в 1.6 раза меньше, чем полный кадр 24*36 мм.
Из классического пленочного соотношения сторон выходят и стандартные размеры фотобумаги: 10*15 (оно же примерно соответствует 4*6"), 13*18 (ну почти пленочное, от длинной стороны «съедается» 1.5 мм), 20*30 (что характерно, почти соответствует A4) и т. д.
А теперь поговорим о физическом разрешении изображений и о том, как они будут выглядеть при печати.
Физическое разрешение — это разрешение изображения X на Y точек или, как измеряют производители фотоаппаратов, в количестве мегапикселей.
Существует также разрешение, измеряемое в количестве точек на дюйм (points per inch, PPI).
Так например стандартное разрешение экрана монитора и отпечатков, предназначенных для рассматривания издали составляет 72 PPI, то есть на расстоянии в 1 дюйм в ряд помещается 72 точки.
150 PPI — достаточно высокое разрешение для того, чтобы можно было различить отдельные точки.
300 PPI и более — фотографическое качество отпечатка.
Таким образом, для того, чтобы распечатать снимок формата 10*15 без потерь в качестве, необходимо изображение размером 2.1 мегапикселя:
10/2.54*300=1181
15/2,54*300=1772
1181*1772=2092732
Принтеры не способны передать цвет одного пикселя одной точкой. Вместо этого принтер использует комбинацию из очень мелких точек разных цветов (чаще всего голубого, малинового, желтого и черного, иногда добавляются светло-голубой, светло-розовый, светло-серый, зеленый и т. д.). Поэтому разрешения изображения в PPI и DPI (dots per inch) — совершенно разные вещи.
Существует общепринятое правило: Разрешение в PPI = разрешение принтера в DPI, деленное на количество используемых цветов (для цветовой модели CMYK — 4).
Соответственно если на принтере написано, что он печатает с разрешением в 1200 DPI, то он сможет без потерь качества распечатать картинку в 300 PPI.
Отсюда в свою очередь выходят общепринятые разрешения матриц: так например, чтобы распечатать пиксель-в-пиксель изображение формата A4 с разрешением 300PPI, необходима камера с матрицей 8-9 МП (или в 12, с учетом обрезки краев из-за несовпадения соотношений сторон), для журнального разворота требуется в 2 раза больше (18-24 МП), а для настенного календаря формата A2 — 36 МП.
Автор: frol_aleksan