В первой части статьи мы разобрали загрузчик оригинальной версии и выяснили, куда загружается код игры и как он запускается. Теперь нужно перенести файлы на диск.
Обычно это делается простым копированием файлов, но есть одна проблема. Дело в том, что оригинальный файл содержит картинку и код игры целым куском и, следовательно, затирает собой область бейсика и системных переменных, которые находятся сразу за экранной областью. Такой файл можно загрузить с ленты, но нельзя загрузить с дискеты. TR-DOS резервирует область определённую памяти под свои нужды, и если загрузить туда данные, в процессе загрузки всё сломается.
К счастью, у нас есть достаточно памяти, не занятого игрой. Поэтому игру можно загрузить в другое место, а по окончании загрузки переместить куда нужно и запустить. Картинку при этом хотелось бы показать до окончания загрузки — на то она и загрузочная. Для этого распилим монолитный файл на два — данные экранной области и данные игры:
$ head -c 6912 headless.bin > screen.bin
$ tail -c +6913 headless.bin > data.bin
Файл с данными игры сразу же переведём формат hobeta. Позже он нам понадобится для записи в итоговый образ. Для преобразования форматов будем использовать zxspectrum-utils и trd2hob
:
$ binto0 data.bin 3
$ 0tohob data.000 # создаст файл data.$C
Что же касается загрузочного экрана, тратить 6,75 кБ на такую простую картинку — расточительство. Её можно порядочно сжать экранным компрессором, например, Laser Compact 5.2. Для этого сначала нужно записать файл картинки во временный образ дискеты:
$ binto0 screen.bin 3
$ 0tohob screen.000
$ createtrd tmp.trd
$ hobeta2trd screen.$C tmp.trd
После этого запускаем Laser Compact в эмуляторе и сохраняем сжатую картинку на эту же дискету (Pack screen → Save with depacker). При сохранении укажем имя файла screenz.C
. Далее нужно скопировать сжатую картинку из образа дискеты обратно на диск. К сожалению, исходников trd2hob
мне нигде найти не удалось, поэтому приходится запускать досовский бинарник из-под DosBox:
$ dosbox -c "mount C $PWD" -c "C:" -c "trd2hob.exe screen.trd" -c exit
В итоге получаем hobeta-файл вида screenz.$С
со сжатой картинкой.
Кроме родных спектрумовских утилит для сжатия экранов есть утилиты и для PC, например, zx7b
и zxsc
. Хоть работу с ними и удобнее автоматизировать, у обоих перед Laser Compact есть недостатки:
- Оба проигрывают по качеству сжатия.
- При распаковке картинки видны определённые артефакты, когда как Laser Compact заполняет область атрибутов экрана практически мгновенно.
zx7b
не поддерживает создание самораспаковывающихся архивов — приходится дополнительно компилировать декомпрессор.
Напоследок узнаем размер сжатого файла. Он понадобится нам позже для написания загрузчика.
$ lstrd tmp.trd
80 Tracks, Double Side, capacity 640kB
Number of files/deleted: 2/0
Free sectors/bytes: 2509/642304
First free sector/track: 3/3
FILENAME TYPE SECTORS ADDRESS LENGTH TRACK SECTOR
--------------------------------------------------------------
screen <C> CODE (BYTES) 27 16384 6912 1 0
screenz <C> CODE (BYTES) 8 40000 1812 2 11
Как видим, файл сжался более чем втрое и занимает 8 секторов на диске.
В следующей части перейдём непосредственно к загрузчику.
Автор: Сергей Морозов