В Интернете появилось видео, рассказывающее о проекте Advanced Expendable Launcher INnovative engine Economy (Adeline). Как явствует из названия, проект предполагает частично многоразовые ракетные ступени — пустые баки будут сбрасываться и разбиваться о землю, а двигатель — спасаться в специальном крылатом аппарате:
Разбор ролика
Понятно, что ролик необязательно рисовали люди, разбирающиеся в технике, но некоторые любопытные и забавные факты из него можно извлечь.
Очень забавно смотрятся в ролике стартовые сооружения для ракет-носителей семейства «Союз» в качестве старта новой ракеты. Это очевидная ошибка, потому что компоновка Adeline несовместима с «Союзами», которые подвешиваются на старте фактически за середину ракеты. Судя по закрытой башне обслуживания, создатели ролика вдохновлялись стартом в Куру:
Обратите внимание на боковые ускорители:
По своей форме и пропорциям они очень напоминают твердотопливные ускорители разрабатывающейся ракеты Ariane 6:
По информации с официального сайта, Adeline может быть совместимой с Ariane 6.
После отстыковки и торможения со скорости ~5 М, многоразовая часть раскрывает пропеллеры и может лететь на достаточно длительные расстояния. Разработчики говорят о возможности возврата на космодром, что актуально для того же Куру — к востоку от космодрома море, и взлетно-посадочных полос там нет.
Концепция складного пропеллера давно освоена, хотя широко встречается сейчас только в радиоуправляемых самолетах и мотопланерах:
Долетев до космодрома, многоразовая часть совершает посадку на аэродром:
В целом, схема полета выглядит так:
Также в Интернете есть фотографии испытаний масштабного макета Adeline:
Фичи
По словам разработчиков, проект будет обладать следующими особенностями:
- Снижение стоимости запуска до 30%. Как утверждают создатели, двигатели стоят 70-80% ступени, поэтому их спасение будет выгодным.
- Adeline представляет собой, фактически, оболочку для двигателя, поэтому ее можно производить в разных размерах и ставить на разные двигатели, что должно обеспечить большую гибкость.
Попытка оценки проекта
Идея отдельно спасать двигатели ступени достаточно очевидна. Дело в том, что пустая ракетная ступень очень хрупкая, а мягко ее посадить тяжело. Те, кто интересуется космонавтикой, наверняка в курсе, с каким трудом Элон Маск пытается сажать первую ступень Falcon 9, и, несмотря на множество попыток, это у него пока не получилось. Баки ракетной ступени — недорогая вещь. А если их сбросить, оставив только хвостовую часть с двигателем, то размеры и масса спасаемой части резко уменьшатся, и пытаться посадить ее будет проще.
Идея Airbus подкупает простотой технических решений. Да, придется тратить ракетное топливо на разгон крыльев, воздушных двигателей с топливом и шасси, но автоматический полет на крыльях с самолетной посадкой сравнительно легкого аппарата уже давно не представляет сложности.
Сейчас в ракетной технике очевидно увлечение многоразовостью. Очень похожий проект недавно представил ULA, но там двигатели спасаются на парашютах. Если сравнить эти проекты, парашюты легче, но посадка на парашютах неточная и менее комфортная для двигателей.
Не стоит забывать, что многоразовость может сделать ракеты дешевле, но на сегодняшний день опыт человечества здесь отрицательный — многоразовые Спейс Шаттлы вместо того, чтобы сократить на порядки стоимости вывода килограмма на орбиту, оказались самыми дорогими средствами выведения. Без просчитанного технологического процесса подготовки к повторному старту летавшей ступени никакой многоразовый проект не сможет быть успешным — выгоду от повторного использования съедят процессы межполетного обслуживания.
По тегу «облегчение доступа в космос» другие идеи по снижению стоимости вывода килограмма на орбиту — многоразовость, воздушный старт, «большой глупый носитель» и другие.
Самая первая публикация цикла — системы обеспечения мягкой посадки первой ступени ракеты-носителя.
Автор: lozga