Около недели назад в СМИ и соцсетях стали появляться сообщения, что, якобы, в белорусский госпиталь в Гомеле стали поступать российские военные с признаками лучевой болезни. Якобы, это военные, которые провели несколько недель в Чернобыльской зоне отчуждения, в том числе, рыли окопы в зоне Рыжего леса. Давайте разберемся, возможно ли в таком сценарии (безотносительно того был он в реальности или нет) получить лучевую болезнь.
Дисклеймер. Правила Хабра, запрещающие инициирование политических дискуссий, а так же новые статьи в российском законодательстве о том, чего нельзя называть, не позволяют в полной мере обсуждать текущую ситуацию во всех ее аспектах. Поэтому пишу тут как могу, прошу отнестись с пониманием, и в комментариях тоже призываю вести себя корректно. Конец дисклеймера.
С учетом дисклеймера давайте остановимся лишь на технической составляющей вопроса, я бы даже сказал модельной. Поскольку сам факт даже копания окопов в Рыжем лесу пока ничем не подтвержден, как и госпитализация военных и тем более их диагнозы. Пока это лишь слова. Так что в некотором смысле давайте просто рассмотрим гипотетический случай сферических солдат в вакуме окопах.
Почему мне сразу с трудом поверилось в лучевые поражения от копания окопов в Чернобыльской зоне и в Рыжем лесу?
Во-первых, даже в 1986 году, при ликвидации последствий аварии, диагноз острой лучевой болезни (ОЛБ) разной степени был подтвержден лишь у 134 человек (данные ООН, или ИБРАЭ) из сотен и тысяч, работавших непосредственно вблизи разрушенного энергоблока в первые дни после аварии. Среди нескольких сотен тысяч ликвидаторов, работавших в последующие годы на ликвидации последствий аварии на станции и в зоне отчуждения ОЛБ отмечено не было.
В том числе ОЛБ не было и у тех, кто работал на ликвидации так называемого Рыжего леса. Это участок леса вблизи станции, на который пришелся самый первый и самый мощный шлейф радиоактивных выпадений. От высоких доз облучения сосновый лес порыжел. В дальнейшем его было решено срыть и закопать. Так что на самом деле, как такового Рыжего леса на этом месте сейчас нет – там либо пустыри, либо новый выросший лес. Поэтому маловероятно, чтобы пришедшие спустя 35 лет люди, даже если они начнут копать места где зарыты именно остатки рыжего леса, получат дозы большие, чем получили люди в 1986-м, когда этот лес закапывали.
Конечно, это не отменяет возможности получения людьми в Зоне отчуждения повышенных доз облучения, пусть и недостаточных для лучевой болезни. Территория все же загрязнена, да и разные на ней есть объекты. Например, наиболее опасным в радиационном плане является хранилище отработавшего ядерного топлива, о котором я уже писал в прошлой статье. Однако о каких-либо инцидентах, которые могли повлечь выброс радиации и облучение людей пока не сообщалось. Да и информация (или фейк) об облученных солдатах связывается именно с тем, что они что-то копали в Рыжем лесу или просто с тем фактом, что они находились на территории Зоны отчуждения последний месяц.
А какую же все же дозу могли теоретически получить люди, копающие что-то в рыжем лесу?
На днях мне попалась публикация с разбором этого мифа об облученных солдатах, где были комментарии двух радиобиологов. Это Екатерина Шаванова и Елена Паренюк из Национального университета биоресурсов и природопользования Украины. Они занимаются исследованиями микроорганизмов в Зоне отчуждения ЧАЭС и на самой Чернобыльской станции, имеют научные публикаций на эту тему и уже неоднократно давали интервью по радиационным вопросам за последний месяц. Так что ни к квалификации, ни к их вниманию и пониманию ситуации именно в Зоне отчуждения вопросов нет. Как и в их симпатиях в текущем моменте. Тем ценнее их профессиональная объективость.
Что они сделали? С учетом данных Украинского Института сельскохозяйственной радиологии по загрязнению Рыжего леса они провели моделирование облучения человека в программе ERICA tool при следующих консервативных условиях:
-
вырыт окоп глубиной в человеческий рост;
-
человек проводит там круглые сутки в течение месяца;
-
окоп выкопан прямо на территории траншеи, где захоронены радиоактивные отходы (рыжий лес), с учетом содержащейся там удельной активности Cs-137 (125 кБк/кг), Sr-90 (56 кБк/кг), Pu-238 Pu (0,98 кБк/кг) и Pu-239+Pu-240 (1,9 кБк/кг ).
В результате они получили, что за месяц круглосуточного сидения в таком окопе испытуемый получит 130 мЗв. Это в 5 раз больше предельной дозы, которая допускалась для облучения ликвидаторов в первые месяцы после аварии 1986 года (25 мЗв). Но это в 7-8 раз меньше, чем минимальный уровень для первой стадии лучевой болезни - 1 Зв.
Так что лучевую болезнь при таких условиях получить в рыжем лесу не получится. Хотя здоровья такие окопы не добавят – риск получить в будущем онкологию при таких дозах вырастает.
Все это не исключает того, что условия облучения могли быть какими-то иными, что могло играть роль и внутреннее облучение от вдыхаемой пыли, что на территории самой станции солдаты могли где-то найти какие-то иные источники облучения. Не исключено, что если новость о госпитализации и правда, то речь на самом деле может идти не о лучевой болезни, а о каких-то иных симптомах, может быть о локальных лучевых поражениях от обнаруженных источников излучения, равно как и о любых других заболеваниях и ранениях, не имеющих к радиационному фактору никакого отношения. Так что точной информации у нас нет, но все же пока новости о каком-то массовом облучении выглядят скорее фейком.
МАГАТЭ тоже пока заявляет (на вечер 1-го апреля), что у них нет какой-то информации, которая могла бы подтвердить поражение людей. Впрочем, у МАГАТЭ пока и доступа нет к Чернобыльской станции, не говоря уже о возможности оценить состояние людей с какой-либо стороны.
Возможно, когда инспекция МАГАТЭ попадет на станцию, может появиться какая-то информация и об этом возможном инциденте. Благо сейчас как-раз готовится такая миссия. На днях глава МАГАТЭ Рафаэль Гроссии как раз побывал и в Украине и в России и договаривался о визите на Чернобыльскую АЭС. В пятницу он общался в главой Росатома и МИДа РФ в Калининграде, где российская сторона подтвердила, что российские войска покинули территорию Чернобыльской станции, где они были с 24 февраля.
Надеюсь в ближайшее время инспекторы МАГАТЭ попадут на Чернобыльскую и Запорожскую АЭС и смогут непосредственно на месте провести свою независимую оценку состояния объектов и может быть провести какое-то расследование всех возможных инцидентов.
PS: Поблагодарить меня и поддержать выход моих дальнейших публикаций вы можете через Patreon, карту Тинькофф 5536 9137 7974 2317, или донатами на Хабре. Ну и добрым словом в комментарии, конечно.
Автор: Дмитрий Горчаков