Горький опыт сериалов, которые хорошо начинаются и разочаровывающе заканчиваются, удерживал меня от написания восторженного обзора на сериал «Чернобыль» до этой недели. И сейчас, когда вышла последняя, пятая серия, к сожалению, я вынужден сказать, что это отличный сериал, это прекрасный повод узнать больше о чернобыльской катастрофе, его обязательно стоит посмотреть, если вы еще не, но, если первые три серии, на мой взгляд, поднимаются до уровня моего самого любимого фильма «Аполлон-13», то две последние, опять же, по моему мнению, оказываются заметно похуже.
Кадр из сериала
Под катом спойлеры, как бы странно это не звучало для базирующегося на реальной истории сериала.
Когда американская HBO сняла фильм про трагическую страницу советской истории, я опасался двух вещей — «клюквы» и намеренно тенденциозной подачи материала в угоду политическому моменту. Причем второе много хуже первого — ушанки с балалайками в реакторном зале смешны, а вот построения в стиле «кровавая гебня под пулеметами гонит одних людей в реактор, а других на первомайскую демонстрацию, но всех на верную смерть» могут показаться правдоподобными, тем более, что такие обвинения звучали. И, в целом, первые три серии я искренне радовался, что этого не было (даже историю с тем, что не отменили первомайские демонстрации не стали показывать!). К сожалению, дальше идеологии стало больше, а в финале ради желания рассказать хорошую и правильную притчу начали прямо искажать исторические факты. А теперь более-менее по порядку.
Серия первая
Фильм начинается с того, что академик Валерий Легасов заканчивает диктовать мемуары, кормит кошку и кончает жизнь самоубийством в годовщину чернобыльской аварии. Самоубийство и пленки были в реальности, а, учитывая то, что в Википедии обстоятельства его смерти поданы с возможностью различного толкования, большое спасибо HBO, что Легасова не вешает «кровавая гебня». Наоборот, окровавленным платком в фильме намекают на то, что у академика был рак, и самоубийство предстает уже совсем в другом свете. Передраматизация со спрятанными кассетами подтверждения в источниках не имеет, их расшифровка доступна в интернете, и речи про «какова цена правды» там нет. Но, на мой взгляд, это можно простить.
Затем действие переходит сразу к моменту разрушения реактора. Как популяризатор я очень сожалел, что важный момент аварии — то, что она стала результатом действий, которые воспринимались персоналом как успешное завершение эксперимента, не был показан. Но это хорошо и научно-популярно (пусть и не идеально точно) разъясняется в последней, пятой серии, так что этот недостаток по большей части нейтрализуется.
Небольшое отвлечение в сторону. Говоря очень простым языком, авария на ЧАЭС произошла из-за сочетания действий персонала и конструктивных особенностей реактора. На станции проводился эксперимент, задуманный для повышения безопасности и неоднократно проводимый в том числе и на других АЭС. Но конкретно в этом случае действия персонала и изменения в программе эксперимента привели к тому, что реактор стал небезопасен. А финальное решение, сброс аварийной защиты АЗ-5 — штатное глушение реактора, из-за ошибок проектирования привело к обратному эффекту, разгону реактора, последовательности взрывов и выбросу радиоактивных веществ.
В фильме операторы четвертого реактора действуют, будто бы не совсем понимают, что происходит, проводят разведку без дозиметров, облучаются и пытаются подать воду в уже разрушенный реактор. И в мемуарах инженера-ядерщика и ликвидатора Григория Медведева «Чернобыльская тетрадь» это находит подтверждение. Действительно, люди из смены, проводившей эксперимент, сначала выдвинули неверную версию о взрыве водорода в баке системы управления и защиты (СУЗ) и достаточно длительное время отказывались осознать, что реактор разрушен даже несмотря на валяющиеся кругом куски графита, которые могли взяться только из активной зоны. И дозиметров на большие значения действительно не было — один оказался в каптерке, заваленной обломками, а второй сгорел при включении. В мемуарах Медведева даже рассказывается о начальнике гражданской обороны АЭС, у которого был дозиметр на 250 рентген, но его показаниям банально не поверили. К счастью, этот человек доложил о результатах измерений не только Брюханову (директор ЧАЭС), но и продублировал информацию в службы гражданской обороны.
Реальна также история с заместителем главного инженера по эксплуатации Ситниковым, которого попросили оценить разрушения. В отличие от фильма его вызвали из дома, но он, действительно, получил смертельную дозу, обозревая разрушения собственными глазами. Конечно, вряд ли стоило изображать сопровождающего солдата (его-то как раз не было).
Воздействие радиации показано хорошо — в мемуарах есть и рассказы о вкусе железа во рту, и описания ядерного загара. А вот мгновенно появляющиеся кровоточащие язвы — уже передраматизация, не имеющая отношения к реальности.
Жаль, что в фильме вообще не отображен героизм персонала, работавшего в машинном зале под руководством Разима Давлетбаева. Эти люди сумели предотвратить возгорание генераторов, потушили локальные очаги пожара и, действуя одновременно с пожарными, не допустили перехода пламени на третий энергоблок. Фальшивой нотой звучит сцена с Паламарчуком, несущим обожженного Шашенка (фамилии не называются, но, скорее всего, это они), который, чтобы помочь отправленным на разведку стажерам, просто кладет раненого товарища у стенки.
Вызывает уважение внимание создателей сериала к деталям. Да, где-то можно увидеть пластиковые окна или домофоны, но на фоне очень скрупулезно подобранных и соответствующих времени машин, одежды и прочего это действительно мелочи.
Можно придраться к тому, что закрытая Игналинская АЭС, где шли съемки, выглядит слишком облезлой для работающей, но это уже мелочи. В целом картина аварии и первых, не всегда правильных действий, показана очень хорошо. А вид горящего реактора по-настоящему жуток, но при этом иррационально притягателен — мощь освободившихся из узды человека мегаватт и тысяч рентген не может не вызывать эмоций.
Вторая серия
Вторая серия начинается с пронзительной и очень уместной цитаты из стихотворения Константина Симонова. Появляется первый вымышленный персонаж — Ульяна Хомюк, собирательный образ многих ученых и целых комиссий, которые участвовали в расследовании аварии. Конечно, я бы хотел увидеть именно то, что расследование потребовало усилий множества специалистов, но могу понять ограничения фильма. Прекрасно показано и наглядно объяснено, как такую аварию можно заметить за сотни и тысячи километров.
Реальный Легасов узнал об аварии в других условиях, но в целом это не так важно. А вот созданный сюжетом дуэт «технаря» Легасова и «политика» Щербины по-настоящему прекрасен. Да, это упрощение реальной ситуации и взаимодействия людей, но, на мой взгляд, по сути правильное — в ситуации, когда надо быстро принимать неочевидные решения, нужны разные люди с разными способностями. И сцена с Щербиной, быстро использующим полученные от Легасова знания, не особо реалистична, но вызывает настоящее восхищение. А достойное осуждения поведение Брюханова и Фомина, пусть и несколько передраматизованное, тем не менее находит подтверждение в «Чернобыльской тетради» Медведева, который весьма критично отзывается об их действиях как до, так и после аварии. В целом работа вместе «технаря», который знает, что делать абстрактно и не может прямо послать людей на верную смерть, и «политика», который достает для него бор и умеет мотивировать людей, показывает не просто конкретные эпизоды ликвидации аварии, а рассказывает притчу о том, что «люди всякие нужны, люди всякие важны», и именно синергия их работы позволяет делать удивительные вещи.
В реальности катастрофа вертолета произошла спустя полгода, но это опять же воспринимается как мелочи.
Отдельный острый вопрос касается эвакуации. Неоднократно раздавались обвинения в том, что ее провели поздно. Но это ясно нам сейчас, в условиях послезнания. Реальный Легасов надиктовал:
26го вечером радиационная обстановка в нем была еще более или менее благополучная. Измеряемые от миллирентгена в час до максимальных значений — десятков миллирентген в час, конечно это не здоровая обстановка, но она еще позволяла казалось бы какие-то размышления.
Вот в этих условиях, с одной стороны, повторяющихся радиационных измерений, с другой стороны, в условиях, когда медицина была ограничена сложившимися порядками, инструкциями, в соответствии с которыми эвакуация могла быть начата в том случае, если бы для гражданского населения существовала бы опасность получить 25 биологических рентген на человека в течении какого-то периода времени пребывая в этой зоне, и обязательной такая эвакуация становилась только в том случае, если бы угроза получения населением 75 биологических рентген на человека во время пребывания в пораженной зоне.
А в интервале от 25 до 75 рентген право принять решение принадлежало местным органам. Вот в этих условиях и шли дискуссии, но тут я должен сказать, что физики, особенно, Виктор Алексеевич СИДОРЕНКО, предчувствуя, что динамика будет меняться не в лучшую сторону, настаивали на обязательном принятии решения об эвакуации, но и, значит, медики здесь, что ли, уступили физикам и где-то в 10 или 11 часов вечера 26го апреля Борис Евдокимович <Щербина>, прослушав нашу дискуссию, принял решение об обязательной эвакуации.
Медведев в «Чернобыльской тетради» также отмечал, что, к сожалению, при эвакуации были допущены ошибки, например, стоило менять шины на автобусах при выезде из зараженной зоны — этого не сделали, и радиоактивная грязь была разнесена по дорогам на большие расстояния.
В целом вторая серия звучит уверенным крещендо, и сериал хочется смотреть дальше еще сильнее.
Третья серия
Герои-ликвидаторы из конца второй серии, вопреки ожиданиям, не погибнут, как пожарные и персонал четвертого блока, а будут жить еще долго (двое живы до сих пор). Но это нисколько не умаляет их героизма.
Третья серия фокусируется на жене Людмиле и ее смертельно облученном муже, пожарном Василии Игнатенко. Это практически дословная экранизация прямой речи Людмилы из книги Светланы Алексиевич «Чернобыльская молитва». Развитие лучевой болезни показано в целом правильно, и, если здесь и есть излишняя драматизация, то к ней нельзя придраться — люди умерли действительно очень неприятной смертью.
История с шахтерами выдумана, но правильна и уместна. Люди идут рисковать жизнью не потому, что им приказали или запугали, а потому, что понимают, необходимость предотвратить еще большую беду. Конечно, среди ликвидаторов попадались разные люди, кто-то прямо говорил, что хочет заработать, но были истории вроде ветерана Афганистана, сказавшего «Ну и что, что опасно? В Афганистане тоже была не прогулка. Хочу помочь стране.»
Даже вымышленный глава КГБ Чарков не выглядит упырем, что меня по-хорошему поразило.
Вообще, на мой взгляд, третья серия является настоящей кульминацией сериала. И, как бы это ни было парадоксально, она невольно настраивает на жизнеутверждающий лад — государственная и общественная машина начала работать. Да, она действует не абсолютно эффективно, отдельные детали крутятся впустую или ломаются, но в целом есть движение в правильном направлении. Именно организация и системная работа множества людей позволяет делать сложнейшие вещи и в целом дает надежду на будущее человечества.
Четвертая серия
У четвертой серии два главных источника — рассказ охотника из «Чернобыльской молитвы» Алексиевич и документальный фильм «Чернобыль 3828».
И, в общем, на мой взгляд, здесь уровень начинает падать. Павел из отряда по ликвидации показан излишне субтильным, ему только скрипочки не хватает. Да, безусловно, среди ликвидаторов были и такие люди, но он почти карикатурен. И в записи Алексиевич все-таки говорит охотник, у которого есть опыт. Впрочем, спасибо создателям сериала, наиболее жуткие моменты из его рассказа были убраны. И еще у меня есть претензия к тому, что не показано, что одичавшие собаки сбились в стаи и начали представлять опасность для людей. Их отстрел был неприятным, но необходимым делом.
Истерика Щербины выглядит не очень, но, действительно, по воспоминаниям, при покупке робота из ФРГ была озвучена неправильная цифра, из-за которой он точно бы не смог работать.
И в истории Людмилы Игнатенко есть одно неприятное изменение. То, что умершая вскоре после рождения дочь Людмилы «взяла на себя радиацию» — прямая речь самой Людмилы, необязательно истина. А в фильме оно подается как мнение врачей. По записи в книге Алексиевич хорошо видны эмоции, и, честно, я могу понять, но не могу согласиться с тем нарушением правил безопасности, которое было в этой истории, и на всякий случай сказал своей жене, что если врачи вдруг запретят меня трогать, то это лучше выполнять. Попрощаться — важное дело, но не стоит делать себе хуже.
Финальная сцена с поднятием флага из сегодняшнего дня кажется развесистой клюквой, но это действительно было в реальности и показано в «Чернобыле 3828». Другое время, другие люди, другие символы…
Пятая серия
Пятая, финальная серия максимально далеко уходит от реальной истории. Настоящий Легасов выступил в Вене и рассказал о том, что причиной аварии было сочетание серьезных проблем в конструкции реактора и человеческих ошибок (источник — Christian Science Monitor, 1 сентября 1986). В фильме он обвинил во всем только операторов и сумел пересилить себя лишь на заседании советского суда. Впрочем, вымышленный глава КГБ все-таки становится упырем и в традициях Оруэлла обещает Легасову несуществование (которого в реальности, конечно же, не было).
Серия хороша практически документальной реконструкцией аварии с научно-популярными объяснениями, но это практически единственное ее достоинство. Увы, создатели уходят в сторону от реальной истории и начинают рассказывать собственную притчу о том, что ложь создает долг, который когда-нибудь обязательно будет выплачен, даже если про ложь давно забыли. Это хорошая, правильная общечеловеческая мораль, но стоило ли ради нее нарушать до этого очень реалистичный рассказ?
Редкая ошибка перевода. В русском языке чаще используется вариант «паровой коэффициент реактивности», но и «пустотный коэффициент» тоже встречается.
Медведев, работавший в ядерной отрасли, в «Чернобыльской тетради» резко критикует компетентность не только Дятлова, но и Брюханова с Фоминым, так что если сцены в зале управления и передраматизированы, то не фатально.
Если кого смутил Микки-Маус, то он был в реальности. А вот «мост смерти» не имеет надежных доказательств.
Если третья серия заканчивается на жизнеутверждающей ноте и воспевает героизм и профессионализм ликвидаторов, то итоговый финал гораздо более минорный, что лично мне понравилось меньше.
Заключение
Лично мое мнение — смотреть (если вы еще не) обязательно, но потом искать и изучать дополнительную информацию, чтобы иметь более точное представление о том, что произошло в реальности.
Дополнительные материалы
Григорий Медведев. Чернобыльская тетрадь
Подробная статья, рассказывающая о причинах аварии в журнале «Наука и техника», вопрос человеческого фактора и в целом хороший ресурс по теме.
Интервью Дятлова, записанное в 90-е.
Интервью со Столярчуком (придется терпеть совершенно кошмарные перебивки)
Автор: lozga