В обзорах и субъективных оценках звуковой аппаратуры нередко встречаются термины, которые редко используют аудионженеры. Особенно часто они касаются динамических характеристик, которые стали полем для многочисленных наукообразных спекуляций.
Особенно часто употребляются такие слова как макро и микродинамика, также, в качестве аналога последнего, используется термин детальность. Термины оные, по словам людей их употребляющих, свидетельствуют о верности воспроизведения и являются чуть ли не основными критериями его оценки.
Случается, что разные авторы под этими словами понимают разные вещи, порой и вовсе не утруждают себя объяснением того, что они подразумевают под, например, “микродинамикой”. Иными словами — нагло спекулируют наукообразной лексикой. Как правило, опусы, в которых встречается подобное словоупотребление, имеют явную или скрытую коммерческую цель.
В связи с подобными случаями я хочу написать о том, что именно специалисты по психоакустике и эксперты подразумевают под макро и микродинамикой. А кроме того, рассказать о том, какие измеряемые показатели будут косвенно свидетельствовать об этих недокументированных свойствах звука.
Немного о спекуляциях или дьявол в мелочах
Обычно к подмене понятий или откровенной лжи прибегают производители, аппаратура которых не обладает реальными преимуществами. Кроме того, известен прием, когда наукообразной ахинеей оправдываются неадекватные цены на какой-нибудь продукт. Нередки случаи и с людьми, которые позиционируют себя в качестве экспертов, но не имеют соответствующих компетенций.
В подобных случаях недокументированные и субъективные характеристики являются очень удобной пылью, которой можно запорошить глаза даже опытному меломану. Рассказы о микродинамике являются особенно частым инструментом недобросовестных продавцов, “экспертов” и маркетологов.
Когда речь заходит о динамических характеристиках, начинаются рассказы о том, что опытный эксперт с натренированными ушами способен различить “мельчайшие нюансы”, которые коренным образом меняют всё в звучании тестового произведения, а соответственно, имеет смысл платить сверху 100500 тысяч (и даже иногда не рублей).
Потом начинаются сказки венского леса о комперессирующих свойствах “дешевых”, плохих аудиотрактов. Далее, в случае если дело происходит в шоуруме, клиент платежеспособен и внушаем, ему впаривается что-нибудь с улучшенной “макро” и “микродинамикой” и высокой “детальностью”. При этом оными там может и не пахнуть.
И вроде всё правильно, так как немало нюансов действительно зависит от динамических характеристик, а компрессия, т.е. ограничение по амплитуде — действительно способна изменить звучание произведения. Но, если уточнить “эксперта” о каких именно нюансах идёт речь, он вряд ли ответит что-либо вразумительное. Особенно любят терминологические спекулянты именно микродинамику, так как её, по их мнению, нельзя измерить, в отличии от “макро”, у которой есть измеримые аналоги.
Динамические характеристики и их оценка
Звукоинженеры и исследователи психоакустики сравнительно редко применяют термины “макродинамика” и “микродинамика”. Под каждым из этих слов, как правило, подразумевается сразу несколько динамических параметров, которые вместе позволяют создать представление о динамических возможностях тракта или компонента.
Т.е. в реальности оба этих термина позволяют понять на сколько хорошо устройства способны передавать амплитудные различия при воспроизведении. Деление на микро и макро является достаточно условным, а сами термины не являются строго научными и скорее используются для упрощения сложных понятий, что и позволяет ими успешно спекулировать.
Макродинамика
Там, где спекуляций не происходит, под макродинамикой обычно понимают динамический диапазон и атаку. Полагаю, не нужно быть дипломированным физиком, чтобы понять — эти характеристики измеримы и имеют вполне себе конкретные определения.
Динамический диапазон — разница между самым громким и самым тихим звуком, который способна воспроизвести система. Измеряется он в дБ.
Количественной оценкой этого показателя принято считать максимальный уровень звукового давления (maxSPL). Он рассчитывается по формуле:
max SPL=S+10 lg P/Po,
(где S—характеристическая чувствительность, дБ/Вт/м; Р — кратковременная (музыкальная) мощность, Вт; Po — 1 Вт).
Этот параметр особенно критичен для воспроизведения симфонической и камерной классики. При записи таких произведений используется широкий динамический диапазон, так как он важен для правильного восприятия произведения, передачи авторского замысла и особенностей исполнительской интерпретации.
В современных жанрах звукорежиссеры нередко используют компрессию и намеренно подгоняют записи под динамические возможности среднестатистической аппаратуры.
В случаях с недостаточным динамическим диапазоном произведение будет звучать не выразительно, за счет стирания динамических различий.
Атака — это первый импульс звуковоспроизведения, а также характеристика нарастания амплитуды до максимального значения. У трактов с плохой атакой отрывистые звуки могут сливаться. Хорошо заметно при воспроизведении техничных тяжелых жанров с высокой плотностью ударных, обилием тарелок и т.п.
Микродинамика
С микродинамикой всё несколько запутанней. Ряд авторов, использующих этот термин, считают, что микродинамика это:
“способность системы точно воспроизводить тихие звуки”;
“скорость нарастания фронта сигнала для тихих звуков”;
“аналог детальности”.
Иные пишут, что это просто:
“слышимость тонких нюансов”
(каких именно не уточняется).
Несмотря на неточность отличающихся друг от друга определений, микродинамика периодически появляется в качестве субъективного критерия в системах оценки трактов и акустических систем. Например, Fast Sound Quality (FSQ) — для оценки автозвука, которая была разработана профессиональным звукоинженером, руководителем Акустического центра кафедры Радиовещания и электроакустики МТУСИ Д.Г.Свободой.
Мне встречались достаточно понятные, прозрачные, наукоемкие и полезные определения микродинамики, из которых я сформулировал следующее:
Микродинамика — характеристика, отражающая скорость нарастания фронта сигнала при воспроизведении одного или нескольких инструментов, а также иных звуков у нижней границы динамического диапазона в конкретном музыкальном фрагменте.
На аппаратном уровне многие авторы напрямую связывают микродинамику со скоростью нарастания выходного напряжения операционного усилителя, использующегося на входе предусила. Чем выше эта скорость — тем лучше микродинамика, как и прочие динамические характеристики.
В качестве тестовых сигналов для субъективной оценки подойдут записи, изобилующие звуками скольжения смычка по струнам или звуками щипковых движений при исполнении на акустической гитаре. Т.е., как и в случае с макродинамикой, идеальным тестовым материалом будут академические симфонические и камерные инструменталы.
Детальность
Вместе с микродинамикой, а также вместо этого термина используют понятие “детальность”, под которым, как правило, имеется в виду линейность передаточной характеристики. И тут всё становится совсем прозрачно, так как для оценки этого параметра давно и эффективно применяют THD и IMD, т.е. вполне измеримые характеристики.
Сухой остаток
Из изложенного выше можно сделать вывод о том, что детальность и макродинамика — это вполне измеримые характеристики. О них можно судить на основании измеряемых и документируемых параметров, а именно SPL (макродинамика), THD и IMD (детальность). Микродинамика отражает верность воспроизведения звуков у нижней границы динамического диапазона.
При выборе не требует экспертного выслушивания (любой может определить субъективно комфортный уровень микродинамических возможностей, используя качественную запись какого-нибудь струнного квартета). Техническим параметром, отражающим микродинамические возможности УМЗЧ, является скорость нарастания выходного напряжения операционного усилителя на входе модуля предварительного усиления.
Автор: Sound Cult