Мы продолжаем публиковать отчеты о главных событиях в мире финансов и на фондовом рынке.
Предыдущий выпуск информационного дайджеста можно найти по этой ссылке.
Валютные рынки
Прошедшая неделя началась со снижения курса рубля — 10 марта биржевой курс доллара поднялся выше 62 рублей, а евро превысил 66,5 рублей. Ослабление российской валюты было обусловлено снижением нефтяных котировок — цена нефти марки Brent в тот же день падала ниже отметки в $57 за баррель.
К концу недели, впрочем, падение замедлилось — биржевой курс евро в пятницу 13 марта опускался ниже 65 рублей. Несмотря на снижение цен на нефть (в пятницу Brent на торгах в Лондоне стоила меньше $55 за баррель), поддержку российскому рынку оказали новости о снижении ключевой ставки ЦБ до 14%.
Также в пятницу на пресс-конференции глава Центробанка Эльвира Набиуллина заявила о том, что «рубль недооценен на 10%». Рейтинговое агентство Fitch объявило о возможности пересмотра в апреле рейтинга России — сейчас он находится на уровне BBB- с негативным прогнозом, однако существуют факторы, «поддерживающие инвестиционный уровень» страны.
Тем временем аналитики Goldman Sachs решили пересмотреть свой прогноз падения цены на нефть до $40, поскольку спрос на энергоносители в мире оказался выше, чем ожидалось, а проблемы ряда нефтедобывающих стран привели к снижению поставок.
Кроме того, свой прогноз по стоимости нефти пересмотрело и Минэнерго США — по новым расчетам среднегодовая цена марки Brent составит $59,5 за баррель, а в 2016 году по мнению американских экспертов, нефть этой марки подорожает до $75 за баррель. Прогнозная цена на нефть марки WTI, напротив, была понижена до $52,15 за баррель в 2015 году и $70/барр. в 2016.
Главный экономист ITinvest Сергей Егишянц в своем еженедельном обзоре так описал сложившуюся на нефтяном рынке ситуацию:
Очередные данные Baker Hughes показали возобновившееся ускорение спада в числе действующих буровых в США (и особенно в Канаде, где в последний год показатель сжался в 2.6 раза) – ещё -6.5% в неделю и -36.1% в год до минимума почти за 4 года; 3-месячная динамика как по нефти отдельно, так и по нефти и газу вкупе (-41.5% и -37.9%) очень близка к историческим антирекордам 2009-го, 1993-го, 1986-го и 1958-го. Дело в том, что избыток нефти (большой – хотя Минэнерго США ждёт стагнации сланцев) уже почти негде хранить – всё переполнено, включая и танкеры, приспособленные для этих целей. Учитывая нахрапистость сланцевых добытчиков (там даже на пике цен были убытки – ибо фирмы спешили скупить всё вокруг на все заработанные или взятые взаймы деньги) и поднявшийся процент по кредитам низконадёжным заёмщикам, проблемы в отрасли неизбежны – к вящей радости зарубежных конкурентов, всё это и устроивших.
Начало новой недели ознаменовалось дальнейшим снижением нефтяных котировок на фоне информации Международного энергетического агентства (МЭА) о росте коммерческих запасов в США. К 7.54 мск апрельские фьючерсы на нефть марки Brent дешевели на 0,64% до $54,32 за баррель. Цена на апрельские фьючерсы на нефть марки WTI снижалась до $44,35 за баррель.
Фондовые рынки
Во вторник 10 марта российские фондовые индексы ощутимо снижались под влиянием падения цен на нефть — индекс РТС упал на 6%, а ММВБ — более чем на 3,5%. Концовка недели также прошла в красной зоне — индекс ММВБ упал на 2,21% — до 1627,88 пункта, а индекс РТС снизился на 2,99% и составил 833,57 пункта.
Эксперт ITinvest Василий Олейник в одном из своих обзоров в четверг 12 марта комментировал динамику российского фондового рынка так:
Российский фондовый рынок после очередного «чёрного вторника» вновь показал слабость и даже не смог продемонстрировать хоть небольшой технический отскок. Более низкие цели коррекции по российским индексам сейчас полностью открыты, поэтому март и апрель для инвесторов могут оказаться провальными. Ближайшие цели коррекции по рублёвому индексу ММВБ на ближайшие два месяца находятся в диапазоне 1500-1520 и мы их пока не пересматриваем.