Для большинства людей, знакомых с криптовалютами, майнинг остается все еще слишком сложным и дорогим видом деятельности. И даже возможность пассивно зарабатывать после первоначального вложения в простенькую ферму останавливает большинство потенциальных майнеров. Сомнения, стоит ли заниматься майнингом, имеют вполне реальную почву: тут и риски сжечь оборудование до выхода на самоокупаемость, и общая нестабильность рынка. Но наибольшую проблему составляют следующие два фактора: высокий порог вхождения в сферу (в плане технической грамотности) и высокая конкуренция в сфере.
Вместе порознь
Казалось бы, майнинговые пулы — это решение, которое снимает вышеозначенные проблемы, снижает порог входа и повышает заработок на майнинге. Но так происходит только на первый взгляд, потому что если копнуть чуть глубже, чем на «пол лопаты», то вскрывается, что пулы — это просто разрозненные группы майнеров, в которых одеяло каждый тянет сам на себя. Да, доходность от такого майнинга выше, чем при попытках добывать криптовалюты полностью автономно и эта модель подходит для небольших игроков, но она далеко не идеальна.
Собственно, поэтому и возник Whalesburg
Фактически, сегодня весь сегмент занимается бесконечным самообманом, когда позиционирует пул как коллективный инструмент майнинга. Общности и взаимодействия лишь чуть больше, чем при добыче напрямую. Единственное, чем помогает пул — это увеличивает доходность за счет объединения мощностей с последующей «дележкой» добытого. При этом майнер сам решает, куда направить мощь своей фермы и что «копать». Подобный индивидуализм очень хорошо вписывается в парадигму современной рыночной культуры, но при этом, на длинной дистанции, снижает общую доходность майнинга. Выигрывают лишь сами владельцы пула и по-настоящему промышленные майнеры, когда как рядовому «копателю» остается лишь метаться между блокчейнами и до красных глаз мониторить курсы криптовалют.
Мы не призываем «раскулачить и поделить» — это как минимум глупо. Но существующую систему работы майнинговых пулов по-настоящему можно улучшить, от чего выиграют все его участники: и крупные, и мелкие игроки. Этим мы, собственно, и занимаемся, но начнем немного издалека.
Немного о теории игр
На Хабре о теории игр не писал только ленивый. И на самом деле не просто так. Некоторые считают, что теория игр для экономики и все, что связано с взаимоотношениями людей с целью получения любой выгоды — это как теория струн для физиков, объясняющая все сущее во вселенной. Разница, правда, в том, что теория игр полностью сформирована, а вот над теорией струн еще работать и работать, причем до конца не ясно, верна ли она вообще.
Так причем тут теория игр к майнинговым пулам? Мы выше говорили, что любую форму взаимодействия в социуме с получением итогового вознаграждения можно объяснить этой самой теорией игр. Майнинговые пулы же, по сути, являются лишь аккумулирующими площадками-хабами, которые позволяют объединить усилия нескольких майнеров в один «кулак» и на этом их функции заканчиваются. Но ведь для маневра остается еще масса пространства. Например, принятие решения, куда и с какой силой этим самым кулаком «бить» для того, чтобы извлечь максимальную прибыль для всех участников нашей «игры».
Сейчас майнинг криптовалют — это бесконечная гонка за доходными блокчейнами. Высокая волатильность рынка приводит к постоянным скачкам курса, которые делают майнинг некоторых альткоинов на некоторое время сверхвыгодным. А теперь представьте ситуацию: вы стоите в очереди на кассу в небольшом супермаркете. Всего работает две из трех касс и люди спокойно ждут своей очереди. Но как только третья касса, находящаяся посередине, открывается, каждый сам для себя принимает решение, что ему делать:
- Остаться в своей очереди.
- Попробовать перебежать к соседней кассе в надежде сократить время ожидания.
Как показывает практика, в таком перемещении есть и явно выигравшие, и явно проигравшие: тот, кто оказывается в первой волне, пробивает свои товары очень быстро, а вот опоздавшие оказываются в хвосте очереди, вероятно, даже большей, чем та, в которой они стояли изначально. Задачу можно усложнить отсутствием сдачи, зажеванной лентой чека или проблемами с терминалом: предугадать это невозможно. Если проигрывать эту ситуацию снова и снова, то можно выявить четкую закономерность, когда кто-то остается в выигрыше, а кто-то – в проигрыше.
А теперь представим: в очереди во все три кассы стоят болельщики двух разных футбольных клубов. В клубе «А» каждый платит сам за себя и так же занимает очередь, а вот в клубе «Б» фанаты помогают друг другу, оптимизируют очередь, берут товары у своих товарищей в свою корзину, если в их очереди возникли какие-то проблемы, создающие задержку.
Эффективность фанатов команды «Б» будет намного выше и при одинаковом времени стояния в очереди, все они покинут магазин со своими покупками раньше, чем фанаты-индивидуалисты команды «А».
Многие уже поняли, куда мы клоним. В теории игр это называется «игра с ненулевой суммой», в нашем случае — для фанатов команды «Б». Условно, каждый из них остается в выигрыше, когда как безусловно проигравшими являются все фанаты команды «А». Однако для создания условий игры с ненулевой суммой требуется достижение консенсуса между игроками в плане кооперации и взаимодействия для достижения наилучшего результата. Пока каждый майнер отвечает только сам за себя, а пул преследует собственные интересы, как это обычно и происходит, добыча внутри конкретного пула ведется по модели игры с «нулевой суммой», то есть на каждого победителя находится свой проигравший.
Если масштабировать модель игры с нулевой суммой от взаимодействия между майнерами до уровня взаимодействия между пулами мы получаем ту же ситуацию, когда конкуренция между пулами происходит по правилам игры с нулевой суммой, а вот в внутри самого пула можно организовать уже игру с суммой ненулевой. В этой системе проигравший выносится за пределы «ненулевого» пула, все участники которого получают максимум выгоды от сотрудничества между собой. Для этого, фактически, необходимо, чтобы пул стал не просто площадкой по подключению мощностей, но цельным «игроком», который распределяет собственные ресурсы с максимальной выгодой не разбираясь, кому конкретно принадлежат мощности. Да, мы сейчас говорим о централизованном управлении вычислительными мощностями, когда вся выгода «управляющего» — это операционный процент.
Что нужно для организации пула по принципу игры с ненулевой суммой?
В первую очередь — это доверие между участниками. Что такое игра на доверие очень хорошо рассказали в этом проекте под названием «Эволюция доверия», который минимум один раз на ресурсе уже упоминался. Рекомендуем ознакомиться с этой страницей, эту часть теории игр там раскрывают очень доходчиво и понятно.
Если же быть кратким: при игре на доверии есть несколько моделей поведения, такие как «обманщик», «имитатор», «злопамятный», «доверчивый» и так далее. В идеальном мире наибольшую коллективную выгоду получают при игре между собой именно «доверчивые» — они всегда играют честно и верят в чистоплотность своего партнера. Реальность же, как это обычно происходит, намного непригляднее и в неконтролируемой системе «доверчивые» просто не выживают, неся постоянные финансовые потери. Однако при создании условий, в которых все участники автоматически доверяют своим партнерам по «игре», мы получаем самую выгодную из возможных моделей взаимодействия.
Создать такие условия может только внешний гарант честности всех участников «игры», который при этом определяет правила взаимодействия. В нашем случае — это сам майнинговый пул, который решает за всех остальных, как распределять мощности. Как в примере с очередями на кассу и футбольными болельщиками, пул, который сам будет решать, где и с какой интенсивностью добывать криптовалюты, остается в наибольшем из возможных выигрышей в пересчете на конкретных участников.
Так это же очевидно. И что дальше?
Но если задаться целью найти подобный пул, то окажется, что их просто не существует. Собственно, поэтому мы и занялись разработкой. Ни одна из существующих платформ не реализовала у себя принцип игры с ненулевой суммой, оставив принцип внутренней конкуренции между майнерами вместе с возможность вручную определять блокчейн добычи криптовалют. Моно-пулы, которые «копают» только условный эфир или биткойн, мы в расчет не берем.
Постоянная «ручная» переброска вычислительной мощности между высокодоходными блокчейнами приводит к скачкообразному росту сложности, снижению доходности от майнинга (а для «опоздавших» это еще и убытки), поиску нового блокчейна и воспроизведению ситуации вновь и вновь. Весь современный мульти-майнинг — это бесконечная беготня из очереди в очередь, в попытке прибежать к кассе раньше других майнеров.
Наша задача — создать платформу, которая бы с максимальной степенью автоматизации позволяла майнить с максимальной выгодой. Это становится все актуальнее на фоне интереса сообщества к альткоинам из-за стагнации курса «главной криптовалюты». Сейчас мы занимаемся разработкой сразу по нескольким направлениям: это и ОС на базе ядра Debian, мобильное приложение, система прямого вывода в фиат и так далее. Все есть в нашей Roadmap на сайте платформы.
Команда разработки у нас тоже своя, все работают фуллтайм. Собственно, это наверное главная причина, почему у нас уже есть рабочий продукт, а не голый WP и далеко идущие планы.
Зачем я все это прочитал?
Ну, всегда надо с чего-то начинать, а статьи «привет, Хабр, смотрите, какие мы крутые!» это же буквально выстрел в ногу, а мы свои ноги любим. Конкретно сейчас мы кратко рассказали о самой идее платформы, зачем вообще наш проект нужен. Дальше — поделимся опытом в разработки, управления командой и расскажем о прочих подводных камнях, с которыми можно столкнуться при создании собственного коммерческого проекта, который ориентирован на конкретную аудиторию. Кстати, пул уже работает и парни успешно «копают». Если у вас своя GPU-ферма и вы занимались добычей по Ethash, то добро пожаловать, а в будущем добавим и другие алгоритмы.
Автор: Whalesburg