В четверг Дональд Трамп, нынешний президент США, провел у себя в кабинете встречу, центральным элементом которой стал вопрос о стоимости запуска полезного груза в космос. На столе у Трампа находилось несколько моделей современных ракет и расчеты стоимости запуска каждой из них. Сам Трамп не против осваивать космос, ему эта идея кажется здравой, и бюджет для НАСА он не урезает.
Тем не менее, его удивляет радикально отличающийся ценник запуска тяжелой ракеты-носителя Falcon Heavy и ракеты от НАСА, которая называется Space Launch System (SLS). Стоит напомнить, что в первом случае клиент должен заплатить около $90 млн, во всяком случае, именно такая цена указана на сайте SpaceX.
«Я заметил, что стоимость запуска ракет SpaceX составляет около $80 млн. В случае ракеты, которую создает государство, ценник в 40-50 раз больше. Когда я услышал цифру в $80 млн, я тут же вспомнил, что от НАСА получал совсем иные цифры», рассказал Трамп в ходе беседы представителями Белого дома и журналистами.
На Geektimes уже публиковались стоимости запуска разных ракет-носителей. И SLS в этом отношении бьет все рекорды. Пока что никаких цен агентство не анонсировало, но некоторые специалисты подсчитали, что запуск этой тяжелой ракеты будет обходиться примерно в $3 мрлд. Оплачивать пуски SLS придется налогоплательщикам, поскольку вряд ли найдется много клиентов, кто способен выложить миллиарды долларов за вывод своих устройств на орбиту при помощи этой ракеты.
На самом деле, денег, которые были потрачены на разработку SLS и конструирование наземных систем, хватило бы на 86 запусков ракеты-носителя Falcon Heavy. Именно поэтому Трампа (да и не только его) удивляет огромная разница в стоимости, которая выражается не в десятках процентов, а в тысячах.
Возникает риторический вопрос — зачем пользоваться сверхдорогой ракетой, если есть бюджетный вариант? По мнению многих экспертов, частная космонавтика гораздо выгоднее государственной — экономия в этом случае налицо.
Трамп считает, что первый запуск Falcon Heavy прошел очень удачно, поскольку мало того, что груз был запущен на расчетную орбиту, но еще и удалось посадить две ступени из трех. И после космического ремонта их можно будет пускать в дело — снова и снова. А это, в свою очередь, еще более удешевляет запуски. Собственно, целью Маска несколько лет подряд была разработка возвратных ступеней, которые бы позволяли экономить на взлете ракеты, причем немаленькие деньги. Ступени были разработаны, многократно испытаны и теперь становится понятно, что это вполне надежные «рабочие лошадки», позволяющие выполнить как раз ту главную задачу — снизить стоимость запуска ракеты.
Трамп на встрече с НАСА заявил, что богатые люди должны инвестировать в аэрокосмическую сферу, если они поддерживают космонавтику и идею о перенесении части населения Земли в другие регионы иных планет Солнечной системы. «Если богатые люди будут поддерживать космические запуски, то они станут лишь немного беднее, но зато можно будет говорить уже о полетах в дальний космос», — заявил он.
Сейчас агентство продолжает тратить большое количество средств, стараясь вложиться в срок с разработкой. И уже пошли разговоры об экономии. Один из способов — отправить космонавтов в качестве экипажа ракеты во время первого ее запуска. И это не шутка — НАСА вполне серьезно рассматривает эту возможность, считая свои носители очень надежными.
Перед реализацией миссий вроде Mercury, Gemini, и Apollo НАСА всегда проводило тестовый полет в автоматическом режиме. Единственный раз, когда тестовый запуск был проведен с командой на борту — испытания «Шаттлов». Но тогда это было сделано потому, что вернуть «Шаттл» на Землю в автоматическом режиме, без пилота на борту, сложно.
Но первый пуск тяжелой рыкеты-носителя — опасное мероприятие, ведь могут себя проявить дефекты, которые до поры до времени были скрытыми. Соответственно, жизни людей под угрозой. И стремление сэкономить может закончиться не самым хорошим образом, как это уже бывало прежде.
Автор: Максим Агаджанов