Компания Ripple Labs основана в 2012 году. Тогда большинства нынешних альткойнов ещё не существовало. Вместо шумной рекламы, постоянных обновлений и форков, различных поводов привлечь внимание или создания спекулятивных волн на биржах Ripple Labs создает альтернативные методы расчётов, но не альтернативные банкам (как Биткойн и остальные альткойны), а альтернативные для банков (хотя, конечно, никто не запрещает пользоваться для расчётов токенами Ripple и частным лицам). Преимущества использования подобных токенов перед фиатными деньгами для расчётов те же, что у криптовалют — безопасность, крошечные комиссионные, высокая скорость совершения и обработки сделки.
Можно ли назвать Ripple криптовалютой? Ripple представляет собой криптовалюту, но не альткойн, поскольку это решение не полагается на блокчейн. Вместо этого здесь создана система «платёжных шлюзов», которая делает токены Ripple (XRP) интересными для банковских расчётов. Поэтому основатели компании снисходительно посматривали на суету вокруг анонимности криптовалют и «умных контрактов», поскольку их всё это не касалось. Программный код давно написан и отлажен, и бизнес уже находится на стадии переговоров с очередным банком; да что там, консорциумом банков. На токены XRP есть стабильный спрос на биржах, например, на Poloniex, а это значит, что разработка уже получила признание у рынка. И это при том, что многие критики пророчили Ripple неизбежную гибель. А в этом году, похоже, наступает их «звёздный час».
Планы Ripple Labs на 2017-й год
В начале февраля 2017 года Ripple начали сотрудничество с банком, значение которого можно сравнить со значением Центрального банка страны. Это Национальный Банк Абу-Даби (National Bank of Abu Dhabi, NBAD), финансовое учреждение, основанное в 1968 году. Крупнейший по капитализации банк в Объединённых Арабских Эмиратах, сумма активов которого превышает 220 миллиардов долларов США, ведёт свою деятельность на пяти континентах и в семнадцати странах.
В этом году Ripple планируют продолжить совместную работу с NBAD, чтобы клиенты этого банка пользовались быстрыми и недорогими денежными переводами, не теряя свои средства при обмене различных валют. Первый проект такого масштаба, возникший на Ближнем Востоке, стал откликом на усилия руководителей эмирата Абу-Даби по развитию технологии блокчейна.
Незамеченные успехи Ripple в 2016 году
NBAD — не единственный крупный банк, с которым Ripple начали сотрудничество. В целом, прошлый год был очень успешным для Ripple. В 2016 году общая сумма инвестиций, полученных компанией, превысила $100 миллионов, а среди инвесторов предприятия есть Google Ventures и Andreessen Horowitz. При этом только за 2016 год было получено инвестиций на сумму в $55 миллионов, а это больше, чем за все предыдущие годы.
2016-й год для компании начался с сотрудничества между SBI Holdings и SBI Ripple Asia, что вывело их на рынки Японии, Китая, Тайваня, Южной Кореи и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Консорциум начался с объединения вокруг Ripple 15 азиатских банков, а уже к марту их количество выросло до 30. Сейчас уже 42 банка в Азии используют технологии Ripple для внутренних и международных платежей. В феврале Royal Bank of Canada, крупнейший банк Канады, начал тестировать распределённый реестр Ripple.
В апреле банк Santander стал первым в Британии банком, который использует Ripple для международных платежей в реальном времени. В июне Ripple получил лицензию штата Нью-Йорк на ведение криптовалютных операций «BitLicense». Летом того же года ATB в Канаде и ReiseBank в Германии осуществили между собой первую пробную сделку, используя Ripple. Также были открыты первые европейские офисы в Лондоне и Люксембурге, а в июне банк Standard Chartered стал одним инвесторов Ripple. Осенью шесть очень крупных банков: Bank of America, Merrill Lynch, Santander, UniCredit, Standard Chartered, Westpac Banking Corporation и Royal Bank of Canada основали вместе с Ripple ещё один консорциум, который называется Global Payments Steering Group.
Как появился и как развивался проект Ripple?
Всё началось с разработки под названием Ripplepay в 2004 году, за четыре года до возникновения Биткойна, Райаном Фуггером, программистом из Канады. Первая версия его системы, RipplePay.com вышла в 2005 году, а потом сказалось увлечение популярной в то время децентрализованной технологии торрентов. Райан Фуггер познакомился с Джедом Мак-Калебом, который занимался разработкой файлообменной сети eDonkey, а также другими участниками этой сети, Артуром Бритто и Дэвидом Шварцем. В 2011 году они полностью пересмотрели концепцию Ripple и решили полагаться на децентрализованную сеть, в которой, в отличие от Биткойна, нет майнинга. При этом сеть Ripple работает значительно быстрее, чем сеть Биткойна. В 2012 году к ними присоединился Крис Ларсен, ранее основавший две системы электронного кредитования.
С 2012 года их дочерняя компания OpenCoin Inc. Занимается совершенствованием платёжного протокола. 26 сентября 2013 года OpenCoin Inc. изменила свое название на Ripple Labs Inc., первоначальная команда отошла от дел и директором стал Крис Ларсен. А с 2014 года компания переориентировалась на сотрудничество с банками. Первым банком, начавшим с ними работу, в 2014 году стал немецкий банк Fidor из Мюнхена. В декабре 2014 года криптовалюта XRP на небольшое время обошла Лайткойн, вырвавшись на второе место по рыночной капитализации криптовалюты, которая достигла $500 миллионов. В конце апреля 2015 года их технология заинтересовала Western Union, а в конце мая 2015 года Банк Содружества Австралии.
Были у проекта и неудачи, например, штраф на 700 000 $, выписанный в 2015 году Ripple Labs за нарушение банковской тайны. Зато ещё одной удачей того года стало открытие офиса в австралийском Сиднее.
В чём состоит логика системы Ripple?
Вместо того, чтобы создавать свою денежную единицу путём майнинга, они выпустили 100 миллиардов «монет» XRP, оставив себе примерно две трети из них, а одну треть более-менее равномерно распределив между счастливыми пользователями. При обработке каждой сделки списывается 0.00001 XRP, что сделано для противодействия спаму транзакциями. Списанные суммы просто «сгорают», уменьшая общее количество денежной массы. Если систему будут атаковать (перегружая транзакциями), сеть автоматически поднимет комиссии до тех пор, пока атака станет невыгодной для атакующего, а обычные пользователи при этом практически ничего не заметят.
Используется протокол RPCA (Ripple Protocol consensus algorithm), защищённый от злоумышленников, которые могут попытаться сделать форк базы. Все узлы постоянно опрашивают друг друга и через определённый промежуток времени проводят голосование, какая копия базы является правильной. При наличии достаточно развитой сети узлов невозможно получить большинство при голосовании, так как злоумышленнику нужно набрать большинство за ограниченное время между опросами сети.
Сам платёжный протокол RPCA заключается в соединении равноправных узлов, представляя собой в мире финансов нечто вроде SMTP для электронной почты. Узлы могут пользоваться фиатными валютами (USD, EUR, MXN, NZD, GBP, NOK, JPY, CAD, CHF, CNY, AUD), криптовалютами (BTC, XRP, LTC, NMC, NXT, PPC, XVN, SLL) и даже драгоценными металлами (золото, серебро, платина), свободно обменивая всё это между собой с помощью XRP. Каждая XRP делится на 1 миллион частей, а самая маленькая частица называется «drop» — «капля».
Стоящая ли это инвестиция?
Вышеперечисленные факты свидетельствуют о наличии у Ripple трёх важных преимуществ:
- Рыночная цена поддерживается реальной применимостью и практическими кейсами;
- Предприятие не привлекает к себе внимание регуляторов, поскольку давно действует официально. В совет директоров Ripple Labs входят представители финтех-отрасли с обширными связями в банковских кругах как США, так и Европы;
- В отличие от дискредитировавших себя проектов DAO и Mt.Gox, Ripple уделяет внимание безопасности — так что успешных взломов Ripple, которые могли бы подорвать доверие к этой криптовалюте, также не было. Добавим, пока не было.
Есть в этой «бочке мёда» и «ложка дёгтя». По итогам исследования, проведенного в начале января китайским центром кибербезопасности CERT, у Ripple самая худшая безопасность программного обеспечения. Так что, если на рынок в результате взлома Ripple попадёт большое количество токенов XRP, а доверие к системе упадёт, восстановления цены, возможно, придётся ждать годами.
Автор: Wirex