Финансовый мир переживает массовое увлечение криптовалютами. На этой неделе о запуске собственной цифровой валюты четырьмя крупнейшими мировыми банками (швейцарским UBS, немецким Deutsche Bank, Santander, BNY Mellon) вместе с брокерской фирмой ICAP сообщило издание Financial Times. Ранее в СМИ появлялась информация об интересе к аналогу биткоина со стороны Банка Англии, платежной системы QIWI и сервиса «Яндекс.Деньги».
Мы решили выяснить, чем вызван такой ажиотаж, и зачем традиционным финансовым институтам создавать новые криптовалюты?
Каждому по криптовалюте
С момента появления биткоинов в 2009 году цифровые валюты стали головной болью национальных финансовых регуляторов. Большинство плюсов криптовалют – децентрализованная система обращения средств, невозможность отследить транзакции, отсутствие единого банка – превращаются для них в минусы. На сегодняшний день в мире обращается до 2000 вариаций криптовалют. Но, несмотря на неоднозначную репутацию тех же биткоинов (в основном, из-за его высокой волатильности), отношение к виртуальным деньгам меняется.
Суд Евросоюза в конце 2015 года, по сути, приравнял биткоин к прочим национальным валютам, отменив НДС при его обмене. То есть то, что изначально не имело никакой территориальной привязки, стало ближе к оффлайновой реальности.
В России отношение к криптовалюте, мягко говоря, настороженное. С одной стороны, в прессе регулярно звучат заявления о необходимости жесткого контроля оборота криптовалют и даже введения уголовной ответственности за ее выпуск. С другой – Центробанк РФ внимательно изучает биткоин и технологию Blockchain, не делая резких движений.
Банк Лондона первым из традиционных финансовых учреждений сделал шаг навстречу криптовалютам, наняв специалистов для создания собственной виртуальной валюты RSCoin (к этой статье мы не раз еще вернемся). Свою лабораторию в Лондоне по изучению возможностей технологии блокчейн, лежащей в основе большинства криптовалют, основал в 2015 году швейцарский банк UBS. По данным аналитиков компании Accenture, инвестиции в этот сектор в 2014 году выросли до $12 млрд. (для сравнения, в 2013 году – $4 млрд.).
И вот теперь крупнейшие мировые банки объединились для создания своей криптовалюты. В разработке собственной блокчейн-технологии заинтересованы NASDAQ и JPMorgan Chase. К ней присматривается российский «Яндекс». Как рассказали в самой компании журналу Bitcoin Magazine, технология платежей через криптовалюту стоит недорого и ее легко запустить, как только российские власти дадут ей «зеленый свет».
Быстрее, проще, надежней
В чем причина такого ажиотажа? Первый вывод напрашивается сам собой. Банки, крупные финансовые институты, традиционные платежные сервисы не хотят упустить свой кусок пирога. На ноябрь 2015 года капитализация рынка биткоинов составила $4,8 млрд. Не стоит забывать и про 30 других популярных криптовалют, среди которых, пожалуй, самые известные – Litecoin, Ripple, Ethereum. 150 тысяч человек по всему миру используют криптовалюты для совершения покупок. Потенциал и динамика рынка впечатляют.
Другая предпосылка для использования цифровых валют традиционными финансовыми организациями – это скорость, безопасность и эффективность при проведении платежей. Национальные финансовые системы, используемые центробанками, остаются достаточно затратными. Нельзя не учитывать и относительно высокое время ожидание ответа системы — инновации здесь не происходят мгновенно.
То же самое, в определенной степени, относится к банкам. «Сегодня торговля между банками и финансовыми институтами – достаточно сложный, трудоемкий и затратный процесс, — цитирует главу исследовательского отдела Santander Хулио Фаура Financial Times. – Вот почему всем нам приходится содержать громадные бэк-офисы. Криптовалюта рационализирует этот процесс и сделает его более эффективным». В отделе подсчитали, что новая система расчетов поможет сэкономить банкам к 2022 году 20 млрд. долларов.
Технология криптовалют, адаптированная для четырех крупных банков Clearmatics Technologies, позволит им расплачиваться за активы (бонды и акции), не дожидаясь завершения традиционного перевода денег на счет. Вместо этого они будут использовать цифровую валюту, напрямую конвертируемую в наличность в центральных банках, снижая издержки на постпродажное урегулирование.
Что осталось от идеи биткоина?
Почему финансовые институты не приспособят для своих нужд уже имеющиеся цифровые валюты? Опыт подобного сотрудничества имеется. Еще в 2010 году одна из американских бирж согласилась обменивать биткоины на реальные деньги. Сегодня число обменных площадок перевалило за сотню.
Дело в том, пишут британские разработчики RSCoin, что, несмотря на успех существующих криптовалют, они имеют ряд существенных ограничений. Главное из них – плохая масштабируемость. Самая активная сеть биткоинов может управляться лишь с 7 транзакциями в секунду. Попытки поднять эту планку выше пока не привели к успеху. Для сравнения, PayPal проводит 100, а Visa от 2000 до 7000 денежных операций в секунду.
Другие ограничения, важные для регуляторов, — высокая волатильность и отсутствие контроля в вопросе монетарного обеспечения. По мнению разработчиков новой криптовалюты, технология, заложенная в RSCoin, способна эти вопросы закрыть. Ее система будет централизованной и управляться определенным центробанком, ответственным за выпуск цифровой валюты. В RSCoin есть возможность неограниченной эмиссии, тогда как выпуск биткоинов ограничен программно.
В этой системе центральный банк делегирует полномочия подтверждения транзакций определенному числу финансовых институтов, которых авторы назвали минтеттами (mintettes). Они отличаются от традиционных для криптовалют фактически анонимных майнеров. Все они будут известны и подотчетны. Адаптированная технология двухфазного завершения при проведении транзакции позволила разработчикам масштабировать систему RSCoin в тестах до 2000 операций в секунду.
Для чего еще будет использован блокчейн
Всех новых игроков на рынке криптовалют, по существу, интересует лишь технология, лежащая в их основе. Впервые блокчейн или «цепочка блоков транзакций» появилась в биткойне. Она была описана много раз, нет смысла останавливаться на ней подробно.
Система децентрализована и не нуждается в посредниках. То есть в теории при ее применении на обычных торговых и финансовых сделках упрощается сам процесс взаимодействия субъектов, снимается необходимость вмешательства любых контролеров. Финансовые операции могут стать быстрее, дешевле и надежней. Да и записи и сделке нельзя «стереть» по невнимательности или прихоти одной из сторон.
Вот эту технологию, собственно, со всех углов и проверяет исследовательский консорциум R3 крупнейших мировых банков (Goldman Sachs, JP Morgan, Credit Suisse и Barclays). В России ее евангелистами можно назвать Германа Грефа и платежная система QIWI.
Как пишет The Economist, в отношении блокчейн следует различать три вещи, которые часто путают: сами биткоины, специфичный блокчейн, который его поддерживает, и саму идею цепочек как таковую. По мнению издания, это универсальная машина для построения высокого уровня доверия в экономике. Судьба биткоинов как валюты до сих пор неоднозначно, но идея блокчейна видится поистине революционной, а ее капитализацией занимаются десятки стартапов со всего мира.
Другие материалы по теме биржевой торговли от ITinvest:
- Аналитические материалы от экспертов ITinvest
- Цифровые ценные бумаги: Как Blockchain изменит будущее биржевой торговли
- Структурированные продукты — что это такое и как работает
- Торговля на бирже в вопросах и ответах: счета, страховки и сравнение с банками
- Подборка: 50+ материалов для понимания фондового рынка
- Биржа или банк: сравниваем возможности по обмену валюты и сохранению средств
- Обучение и семинары для начинающих трейдеров
Автор: ITinvest