Контроль бизнеса укладывается в две взаимозависимые части:
— Контроль состояния в различные моменты времени;
— Контроль результатов за различные временные периоды.
Состояние бизнеса можно определить как стоимость бизнеса.
Результаты бывают разные. Принято выделять два последовательных результата бизнеса:
1. Экономический результат — определяется прибылью;
2. Денежный результат — определяется суммарным денежным потоком.
Получается три основные точки контроля, с которых следует начинать:
— Состояние (стоимость) бизнеса;
— Прибыль;
— Денежный поток.
При этом Прибыль за период всегда должна быть равна изменению состояния с начала и до конца этого периода.
Где взять эту информацию? Все очень просто. Это три финансовых отчета:
— Баланс (отчет о финансовом положении);
— Отчет о доходах и расходах (отчет о прибыли);
— Отчет о движении денежных средств.
Вывод очень прост: чтобы контролировать бизнес, необходимо иметь три финансовых отчета!
Большинство руководителей и собственников не осознают значимость этих отчетов, превознося возможности бюджетирования, которое также ограничивают планированием только денежных потоков.
В литературе управление бизнесом по финансовым отчетам прошедших периодов сравнивают с управлением автомобилем через зеркало заднего вида. Тогда управление бизнесом по бюджетированию можно сравнить с управлением автомобилем с помощью нарисованной карты. В этих сравнениях можно понять, что лучше всего чаще смотреть под ноги, т.е. не просто добиться наличия достоверных финансовых отчетов, а их повседневного наличия.
Вывод: чтобы контролировать бизнес необходимо иметь ежедневные финансовые отчеты в формате триады: баланс, ОДР, ОДДС.
Потом можно заняться и бюджетированием, но опять же, не только денежных потоков, а в формате трибюджета: бюджетный баланс, бюджетный ОДР, бюджетный ОДДС.
Автор: bks