Основатель WhatsApp Ян Кум пообщался с РБК и рассказал о показателях компании, жизни проекта после сделки с Facebook и дальнейших планах мессенджера.
По словам Кума, сейчас ежемесячная аудитория WhatsApp в России составляет свыше 25 млн человек, при этом российский рынок оценивается его командой как один из приоритетных:
Россия — одна из самых важных стран для нас. Большая, у многих людей есть смартфоны, очень многие общаются с друзьями и коллегами за рубежом, а наш продукт отлично подходит для этого.
Общая аудитория приложения, как отметил Кум, — 900 млн пользователей. В планах — достичь показателя более 1 млрд. Говоря о том, как он распоряжается средствами, вырученными от продажи сервиса Facebook (сумма составила $19 млрд, из них $4 млрд — деньгами, остальное акциями), основатель WhatsApp отметил, что не собирается инвестировать их на стороне:
У меня нет планов вкладывать в стартапы: я не тот человек, который будет этим заниматься. Я считаю, что большинство идей стартапов совершенно глупые. На данный момент своей жизни я занят тем, что работаю над WhatsApp.
Не сказалась сделка и на личной жизни предпринимателя. Однако требования к уровню профессионализма и, в частности, финансовой грамотности, теперь выше, ощущается поддержка крупного игрока:
После сделки с Facebook моя жизнь на 90% не изменилась.
Теперь мы — часть Facebook, публичной компании, поэтому требования совершенно другие. К нам из соцсети пришел сотрудник, который занимается теперь финансами в WhatsApp, и он отчитывается перед финансовым директором Facebook.
У нас очень много проектов, которые мы хотели сделать, наверное, года два, но только сейчас начинаем реализовывать их. Кстати, ещё мы получаем от Facebook много инфраструктурной помощи: например, недавно добавили звонки, а для этого нужно было сделать все глобально, без задержек, и соцсеть нам помогла.
При этом, по словам Кума, Facebook Messenger не является прямым конкурентом WhatsApp прежде всего из-за ориентированности на разные платформы и её масштаб:
У нас разные ниши. Facebook Messenger привязан к контактам в Facebook. А WhatsApp работает с друзьями из телефонной книжки. WhatsApp очень сфокусирован на мобайле, а Facebook Messenger сосредоточен на том, чтобы одинаково хорошо работать и на десктопе, и в мобайле и быть частью Facebook.
Несмотря на это, Кум по-прежнему не выделяет прибыльность своего мессенджера как нечто самоценное и ключевое:
У нас пока нет задачи зарабатывать деньги. Сделка с Facebook позволила нам сосредоточить наши ресурсы на том, чтобы мы росли, а наш продукт становился лучше. В ближайшее время мы не планируем фокусироваться на монетизации.
Раскрывать планы сервиса в части расширения функционала, его модернизации бизнесмен отказался, лишь наметив базовый вектор развития:
У нас есть простая задача: сделать наш продукт более полезным, более удобным в использовании, более быстрым. Это звучит просто, но сделать это достаточно сложно.
У нас маленькая команда, мы постоянно делаем редизайны, и пытаемся следить за новыми версиями операционных систем, постоянно пытаемся внедрять новые фичи.
Мечта достаточно простая — чтобы люди пользовались WhatsApp и через 10, и через 20 лет. Чтобы это был такой стандарт в общении людей не на протяжении следующих трёх лет.
Возможная конкуренция со Slack и Telegram также не входит в число прямых интересов основателя WhatsApp. Как сообщил Кум, в перспективе его проект не намерен ограничиваться отдельными сегментами:
Очень часто мы слышим истории о том, как люди пользуются WhatsApp в маленьких группах, допустим студенты. Но мы пытаемся построить мессенджер, который работает во всех ситуациях, — универсальный. Мы не пытаемся сделать что-то специально для компаний или для молодежи.
Я особенно не думаю о Telegram, мы больше времени проводим, думая о своем продукте.
К примерам, достойным подражания, среди предпринимателей Ян Кум отнёс венчурного инвестора Юрия Мильнера. Так, в отличие от последнего создатель мессенджера пока не готов браться за некоммерческие проекты:
Мне очень нравится то, чем занимается Юрий Мильнер — все его инициативы о науке, по развитию исследований и инноваций. Он действительно делает это не для того, чтобы заработать денег.