Вчера в поправках к заявке Facebook на IPO была предоставлена важная для разработчиков новость. Похоже, что компания планирует снизить 30%комиссию, которую она взимает от продажи приложений.
Вот, что было объявлено вчера:
Мы получаем комиссию до 30% от стоимости приложений, приобретаемых пользователями у разработчиков нашей Платформы с помощью нашей Платежной инфраструктуры. В будущем мы будем расширять Платежи за неигровые приложения, и процент, который получаем от разработчиков, может варьироваться.
Ранее подобная информация не появлялась в заявках компании на IPO или поправках в них. Кроме того последние три года позиция компании касаемо 30% участия в прибыли всегда была абсолютно непоколебима. Также компания сообщает, что на каждую единицу Credits стоимостью 10 центов, налагается комиссия в размере 3 центов, т.е. 30 процентов.
Если Facebook снизит 30% комиссию на музыкальные или мультимедийные приложения, это позволит компании оторваться от других платформ. На сегодняшний день, Facebook, Apple, Amazon и Google борются за статус доминирующего поставщика цифрового контента в сети и мобильной сфере.
Напомним, как обстоят дела с комиссией у остальных конкурирующих компаний: Apple получает фиксированную комиссию в те же 30% с продаж на своей iOS; Google — 30% за Android, но лишь 5% за игры в Google+; у Amazon же установлен необычный порядок, при котором компания контролирует формирование цен на приложения, и оставляет себе либо лишь 30% от суммы, за которую продаются приложения, либо 80% от цены, устанавливаемой разработчиком (в зависимости от того, что меньше).
Необходимо отметить, что все эти схемы не разделяют приложения на игры, новостные приложения, энциклопедии или какие либо другие классы и являются едиными для всех подобных продуктов. Если Facebook введет политику разных комиссий, то он изменит и формирование цен на приложения в соответствии с их типом. А это уже что-то новое.
Сравни этот вариант с политикой Apple, которая не изменяет комиссию в 30% ни для одного из своих партнеров, даже тех, чей чистый доход ниже других (к примеру, разработчики музыкальных и новостных приложений, которым приходится выплачивать крупные роялти). Такой подход Apple раздражает бренды, например The Financial Times, которой удалось перехитрить магазин приложений iTunes App store и комиссию Apple разработав веб-приложение для планшетов, написанное на HTML5.
По сути, Apple сейчас не имеет возможности для каких-либо серьезных маневров. Единственная защита компании от антитрестовского дела Министерством Юстиции касаемо формирования цена на электронные книги — это тот самый единый 30%-ный налог на прибыль от контента. Два дня назад, в одной интересной колонке Wall Street Journal Старший вице-президент Apple Эдди Кью рассказал Гордону Кровитцу, бывшему издателю Wall Street Journal, следующее: «Мне кажется, вы не понимаете. Мы не можем относиться к газетам или журналам каким-либо образом, отличным от того, как мы относимся к FarmVille».
Видимо, Facebook считает, что к газетам и журналам стоит относиться не так, как к играм компании Zynga. Члены Правления Facebook, такие как CEO компании Netflix Рид Хастингз и CEO Washington Post Дон Грэм, скорее всего, двумя руками за такой вариант, особенно если в дальнейшем они собираются продавать подписку на свои издания в Facebook.
Понижение комиссии поможет Facebook заполучить больше контент-партнеров. Если компания повысит разнообразие предлагаемого ею платного цифрового контента, ей удастся уговорить большее количество пользователей платить за него. Как заявила Facebook, из имевшихся 845 миллионов активных пользователей в месяц, только 15 миллионов пользователей расплачивались валютой Credits за какие-либо виртуальные покупки в 2011 г.
Эксперименты по использованию Credits вне игр уже проводились. Ряд музыкантов, среди которых Widespread Panic и David Gray дали своим поклонникам возможность расплачиваться Credits за просмотр онлайн-трансляции их концертов. А David Guetta даже продавал свои треки за Credits. Тем не менее, это только начало.
Конечно же, вопрос о комиссии с продаж контента – вопрос щекотливый. Как определить «справедливую» комиссию на продажи музыкального контента? А на продажу цифровой подписки на The Washington Post? А что, если у тебя есть игра, «внутри» которой продаются песни?
Если Facebook действительно откажется от единой комиссии, они запустят настоящую волну в сфере продажи цифрового контента в сети.
Автор: HugC