В апреле прошлого года Павел Дуров, создатель «Вконтакте», обнулил списки своих друзей и подписчиков в Instagram, Twitter, Facebook и Youtube.
«Друзья в социальных сетях – явление из 2010 года. Все, кто нужен, давно в мессенджерах», — отметил Дуров. По его мнению, поддерживать устаревающие списки друзей в публичных сетях бессмысленно и долго. «Читать чьи-то новости – засорение мозга», — убежден создатель крупнейшей в России соцсети.
Было ли это заявление частью PR акции для продвижения мессенджера Телеграм или Дуров действительно так думает, доподлинно неизвестно.
Между тем на популярности соцсетей это никак не отразилось, как впрочем и на популярности Телеграма.
Но тем не менее была затронута болевая точка соцсетей — действительно, с ними что-то не так.
Не будем повторяться насчет слива данных в Фейсбуке или об особых взаимоотношениях ВК c правоохранительными органами — об этом уже было много статей.
Давайте взглянем на соцсети немного с другой стороны.
Недавно увидел такой пост в ФБ:
Провел аудит френдов
Вот топ триггеров, на которые реагировал
Сиськи
Задницы
Вытянутые губы
Бикини
Фотки с отдыха
Обилие сэлфи фоток
Большое количество фоток еды
Большое количество фоток десертов
Репосты глупых видео
Репосты тупых картинок
Пустая лента без собственных мыслей
Сплошные репосты в ленте
Обилие рекламы
Мечтаю о автоботе...
На жаргоне завсегдатаев Фейсбука это называется «френдоцит ленты».
Но зачем люди в ФБ добавляют в друзья других людей?
Все очень просто — в многомиллиардно стоящем Фейсбуке нет нормального … поиска по постам
Люди хотят видеть интересную информацию и именно поэтому они и добавляются к другим людям в друзья — иначе потом невозможно найти будет такой пост и они пропустят, как они считают, самое важное.
Поэтому есть ограничения для друзей в 5000 — иначе ленту невозможно будет читать.
Для тех кого не взяли в друзья — есть подписка.
Владелец аккаунта — царь и бог, он может удалить кого-то из друзей и также может заблокировать кого-то, если чей-то пост или комментарий ему не понравился.
А что в мессенджерах с каналами?
Все тоже самое — владелец канала может постить информацию в одну сторону, на подписчиков и в этом случае читатели могут только отписаться.
Также есть публичные чаты — в них владелец уже получает обратную связь, но также может заблокировать канал для определенного пользователя.
Однако в мессенджере внутри канала можно сделать поиск и найти необходимую инфу, чего нельзя сделать в соцетях с их бесконечной лентой.
Но и тут засада — в мессенджерах нельзя сделать поиск сразу по всем каналам.
Общая проблема и мессенджеров и соцсетей — они не индексируются поисковиками.
Любой мессенджер и соцсеть, даже если посты и каналы являются публичными, не индексируются поисковыми системами.
Все тянут одеяло на себя, все хотят быть хранителями уникального контента в своей экосистеме.
Бесконечный скроллинг (пагинация) в соцсетях
Без комментариев.
Каналы в мессенджерах
Каналы стали настолько популярны и ссылки на каналы так легко делать, что иногда доходит до абсурда.
Возьмем какое-нибудь онлайн СМИ и найдем канал в мессенджере:
Переходим с сайта в мессенджер:
Кликаем по ссылке и переходим опять на этот же сайт с этой новостью — круг замкнулся.
Все это напоминает такую картинку:
Огромное количество разнообразной информации в единицу времени — и в соцсетях и в мессенджерах
Давайте взглянем на описание канала в мессенджере:
Самые важные новости и новости избранных разделов сайта NEWSru.com Вы можете читать в сервисах Telegram:
Канал с важными новостями за день
40-60 сообщений в день
Еще раз — 40-60 сообщений в день!
И это только самые важные!
Каждые 20 минут будут сыпаться только важные сообщения только в одном канале.
Ну а если у вас их много, то…
Но в соцсетях ситуация не лучше — в среднем владелец популяного аккаунта в ФБ может генерить одно сообщение в час в 12 часовой период.
К чему все это приводит?
Ну во первых к информационному передозу, это понятно.
Но самое главное — ни в соцсетях, ни в каналах мессенджеров информация и ее обсуждение не будут длиться в среднем более 1 суток.
24 часа — потолок отклика на пост.
Обычно все это хоронится еще быстрее.
Кстати, точно такая же проблема и на Хабре — средний пост живет максимум 2 суток.
Посты выходят в частотой 10-20 минут и все хоронится новыми постами.
Но Хабр и подобные площадки хорошо индексируются поисковиками и там можно найти статьи даже через несколько лет.
А соцсети и каналы в мессенджерах, которые генерируют гораздо больше информационного шума контента в единицу времени старательно избегают нормального поиска — ни снаружи, ни внутри своих платформ.
По этим причинам получается что в соцсетях, которые вроде бы были созданы для общения людей, именно общение и отсутствует.
Нет никакого обмена информацией, есть только односторонний поток — на бедного читателя.
По сути, в соцсетях каждый может сделать свой канал для пропаганды чего-либо, но только не для общения.
Посты и комментарии в том же Фейсбуке содержат как правило не более 2 строк у наиболее опытных (Твиттер давно просек это фишку) — видимо с учетом молодых поколений, которые не способны запомнить и написать более 5 слов в одном предложении.
Поэтому соцсети идеальны для пропаганды чего-либо — влияния на выборы, влияния на покупателей, продажи обучающих курсов, поддержки своих эксгибицоностких наклонностей в виде селфи и т. д.
Общение — неважно, комментарии же все равно никто не будет читать уже через несколько часов.
Скорее всего поэтому, из за ненужности, в Фейсбуке и отсутствует инструментарий для общения.
Цитирование? Нет, не слышали.
Мультицитирование? Нет.
Выделение шрифтами, вставка ссылок? Это слишком сложно.
Можно легко запретить комментарии и вы будете видеть только одну сторону.
А что в мессенджерах?
Все практически тоже самое — нормально общаться в группах невозможно, но можно идеально делать какие-то вбросы любой непроверенной информации, распространять слухи и т. д.
Например WhatsApp в Индии:
В Индии линчуют людей из-за слухов в WhatsApp. Мессенджер хочет победить фейки с помощью газет
За год из-за слухов были убиты не меньше 30 человек.
Мессенджер WhatsApp, принадлежащий Facebook, опубликовал в ведущих газетах Индии объявления с советами, как распознавать фейковые новости. Это связано с тем, что в последнее время в стране участились случаи нападения на невиновных людей из-за распространяемой через мессенджер ложной информации.
А как с инструментарием для общения в мессенджерах?
Тоже очень плохо.
Не так давно у многих появилось цитирование — хоть теперь можно увидеть на какую фразу кто-то отвечает в общем чате.
Но остального — мультицитирование, выделение шрифтов и т. д. нет и скорее всего не будет — просто не нужно, формат общения не подразумевает надобности в этом.
Еще одна большая проблема в группах в мессенджерах — сохранение информации непосредственно в память смартфона. Причем например в WhatsApp ее нельзя хранить на отдельный носитель — SD карту — WhatsApp будет заполнять все свободное пространство бесчисленными медиафайлами, которые участники размещают в группах.
В результате получается что один и тот же файл хранится у сотни участников чата.
Прямо блокчейн какой-то.
А за счет того что в мессенджерах все легко отправляется одним-двумя кликами, то все в группе вынуждены скачивать какие-то ненужные видео, аудио, картинки и т. д.
Немного лучше ситуация с каналами — канал представляет собой вебстраницу и все хранится на сервере, но для размещения более подробной инфы нужно делать ссылки на сторонние ресурсы и опять получается слоник.
Итак, подытожим:
— В соцсетях и мессенджерах невозможно удобно найти нужную информацию — отсутствует индексация поисковиками
— В соцсетях и мессенджерах легко распространяется непроверенная и ложная информация
— Огромный вал бесполезной информации, которая заслоняет нужную
— Отсутствуют инструменты для спокойного и вдумчивого общения
Хорошо, но существуют ли какие-то платформы, которые лучше соцсетей и мессенджеров для публичного общения?
Да.
И они существуют давным давно — это… форумы.
По техническому инструментарию для общения любой современный форум уделывает тот же Фейсбук.
Форумы хорошо индексируются поисковиками.
Темы форумов могут быть актуальными и активными на протяжении нескольких лет (!).
Но почему форумы не настолько популярны как соцсети и мессенджеры?
Причин, на мой взгляд несколько.
1. Форумы пропустили момент перехода на мобильные устройства и вовремя не адаптировались. Только недавно появились форумы с хорошей адаптацией для мобильных устройств.
2. Форумы разобщены — каждый владелец форума делает его на своей платформе, со своими ограничениями, со своими правилами, со своей регистрацией, со своим внешним видом и т. д.
3. Нужна регистрация на каждом независимом форуме — если вы хотите просматривать много форумов, то вам нужно сделать много регистраций и привыкать к разному интерфейсу.
Форумы изначально предназначены для вдумчивого общения людей.
Современные форумы имеют прекрасный удобный мобильный интерфейс.
Именно поэтому мы и решили добавить форумы в M1 Messenger вместо каналов.
Любой пользователь будет иметь возможность создать свой форум, а другие пользователи — создавать темы в этом разделе.
По сути это будет адаптированный форум для мобильных устройств, но с одной единственной регистрацией и единым интерфейсом для всех форумных разделов.
И мы надеемся что это будет удобнее для пользователей по сравнению и с соцсетями и с другими мессенджерами как в плане обсуждений, так и по технологической оснастке.
В самом ближайшем будущем мы представим первую версию такой свободной платформы для общения.
На самом деле мы не первые, кто делает такое.
Многие слышали о таком проекте как Tapatalk из США:
Они начинали немного по другому — сначала это был агрегатор разных форумов в единый интерфейс.
Теперь они предлагают размещать форумы на их платформе и заодно скупают популярные форумы и переводят их на свою площадку.
Интересно услышать мнение об этом.
Заранее спасибо за комментарии с критикой, пожеланиями и замечаниями.
Автор: Mobile1