Марк Цукерберг, глава социальной сети Facebook, давно начал налаживать отношения с руководством Китая. В частности, ему удалось пообщаться с главой страны Си Дзиньпином, рассказав тому о своем интересе в изучении китайского языка. Эти встречи, насколько можно судить, проходили в дружеской атмосфере, но их целью вовсе не было обсуждение проблем лингвистики и языков. На самом деле, Facebook планирует вернуться на китайский рынок. Но на этом пути есть одна сложность — для работы в Китае необходимо подвергать контент социальной сети цензуре согласно требованию властей.
По мнению журналистов New York Times, сейчас Facebook как раз и занимается разработкой инструментов цензуры. Речь идет о создании алгоритмов, которые скрывают посты определенной тематики в заданных регионах. Об этом, по словам журналистов, рассказали три сотрудника Facebook — как работающие в компании, так и экс-сотрудники.
Стоит отметить, что для Facebook скрытие контента вовсе не в новинку. Социальной сети так приходится поступать, например, в Пакистане, Турции или России. К сожалению, большого количества открытых данных о цензуре нет, но известно, что с июля по декабрь 2015 года социальная сеть заблокировала около 50000 информационных элементов. Сейчас компания разрабатывает весьма специфическую программную для того, чтобы получить одобрение китайских властей на возобновление работы в стране. Эта платформа даст возможность третьей стороне отслеживать популярные посты и темы, которыми интересуются пользователи социальной сети. Благодаря этой платформе «наблюдатели» из Китая получат возможность решать, какие посты могут появляться в пользовательских фидах, а какие — нет.
Некоторые сотрудники социальной сети сообщили, что разработка ПО, открывающего доступ третьей стороне к контенту — это лишь потенциальная возможность, которая сейчас обсуждается руководством. Вполне вероятно, что это решение и не будет одобрено, но уже тот факт, что оно активно обсуждается, вызывает определенные опасения.
Facebook можно понять — на кону стоят сотни миллионов интернет-пользователей из Китая. Это потенциальные пользователи социальной сети и покупатели товаров и услуг, предлагаемых партнерами Facebook. В Китае американская социальная сеть запрещена с 2009 года. Правительство тогда издало четкий указ о том, какой контент не может приходить в страну с инструкцией по решению проблемы. Изначально эта инструкция Цукерберга не удовлетворила, но времена меняются.
Сейчас Facebook широко использует софт для блокирования некоторых материалов, которые выходят в список наиболее обсуждаемых.
Пресс-секретарь Facebook заявил следующее: «Мы давно говорим о том, что заинтересованы в Китае. Мы пытаемся понять и изучить страну».
Стоит отметить, что в Китае часто возникают проблемы с онлайн-сервисами. Не только Facebook, но и другие американские компании, включая Google, не могут выйти на китайский рынок. В 2010 году Google редиректил пользователей из Китая на сервера, которые размещались (и размещаются) в Гонконге. Что касается других компаний, например, LinkedIn, они без особых проблем работают в Китае после согласия подвергать цензуре некоторые виды контента.
Вполне возможно, что попытки Facebook прийти в Китай ничего и не принесут, поскольку китайцы сейчас озабочены не только цензурой, но и развитием собственного сегмента интернет-бизнеса. Китайское правительство часто идет навстречу своим гражданам и компаниям, конкурирующим с аналогичными продуктами. Речь идет, например, о продаже Uber своего бизнеса в Китае после появления в этой стране прямого конкурента таксомоторной компании.
Ряд аналитиков считают, что лучшая стратегия для Facebook — использование модели бизнеса, которую социальная сеть применяет при работе с интернет-компаниями или инвесторами.
Цукурберг пытается договориться с китайскими властями уже продолжительное время. Так что текущие встречи с руководством страны, возможно — финальный этап процесса общения, с заключением определенного договора. Ранее в этом году многие программисты были сняты с рабочих мест для работы «в других местах».
В Китае Facebook до сих пор работает через сервера, физически расположенные в Гонконге. Для того, чтобы китайский гражданин получил свою порцию Facebook, он должен подключиться через VPN. Только в этом случае возможен обход различных систем блокировки и фильтрации контента.
Проблема здесь не только с Китаем. Дело в том, что если другие страны увидят, что социальная сеть понемногу вводит у себя цензуру, то потребовать убрать контент определенного типа сможет потребовать любое государство. Кстати, в июле этого года Марку Цукербергу уже задавали вопросы о возможности внедрения цензуры на Facebook. Тогда он ответил следующее: «Для Facebook лучше участвовать в беседе, чем не участвовать». Вероятно, это означает то, что компания все же будет продолжать контактировать с китайским правительством в надежде на получение разрешения на работу в Поднебесной.
Автор: marks