Преследование граждан прокуратурою за высказывания в Сети до сих пор касалося блогозаписей, комментариев, в крайнем случае — микроблогозаписей. Иными словами, требовалось хотя бы то одно, чтобы гражданин выразил своё мнение словесно, а не жестом. Ещё никого, кажется, не судили только за то, что он один раз жмякнул мышóю по кнопке «Like», выразив одобрение или интерес к чему-то такому, что вызывает крайнее неодобрение у властей.
Летом 2012 года, однако же, даже этот простой жест решили в отдельных случаях признать противозаконным.
В позавчерашнем сообщении ИА «Тема Казань» нетрудно прочесть о том, что Прокуратура Татарстана предъявила заместителю руководителя республиканского отделения партии «Российский общенародный союз» (РОС) Витольду Филиппову обвинение в том, что он нажал на кнопку «Like» у кадра из штатовского кинофильма «American History X» — а значит, распространял-де нацистскую символику. (Один из персонажей фильма татуирован изображением свастики.)
Этот поступок прокуратуры выглядит довольно дико, так как названный фильм не был запрещён ни в России, ни за рубежом; более того, в России «American History X» неоднократно демонстрировали по федеральным телеканалам, а в Штатах фильм был номинирован на «Оскар». (Для не смотревших уместно поведать заодно, что основная мысль, основная идея этой кинокартины является скорее антирасистскою, хотя в ней и показан — наглядно и натуралистически — целый ряд преступлений междурасового характера, совершаемых чёрными против белых и белыми против чёрных.)
Но ещё неприятнее сознавать, что привлечение к административной ответственности за «лайк» вплотную приближается к оруэлловскому понятию о «мыслепреступлении»: теперь неприятные государству помыслы нельзя выражать в Интернете не только словом, но и жестом.
Что же дальше? — быть может, преследование за противозаконную мимику, наблюдаемую на лицах граждан глазами телекранов веб-камер?
Автор: Mithgol