В нашем блоге мы много пишем о создании почтовых рассылок и использовании email в качестве средства коммуникации. Ранее мы уже говорили о том, почему электронная почта никогда не умрет, и почему этот инструмент так сложно улучшить. Сегодня же речь пойдет о конкретном будущем email в сфере делового общения — именно этим вопросом задались пользователи сервиса Quora. Мы представляем вашему вниманию их лучшие ответы.
Электронная почта положила конец факсимильной связи и написанию писем от руки. На сегодняшний день это основное средство коммуникации для бизнеса. Так что же станет с электронной почтой, скажем, через 20-25-30 лет? За последние 20 лет мы не наблюдали никаких серьезных изменений, за исключением появления большого количества мобильных приложений.
1) Филл Вулф, впервые отправил e-mail в 1979
Для начала давайте предположим, что будет с компьютерными технологиями и коммуникациями в целом через 20 или 30 лет. Полагаю, они станут:
- более распространенными (бесперебойное соединение, интернет вещей и т.п);
- в большей степени носимыми или встроенными (линзы, кохлеарные импланты, дисплеи на поверхности нашей кожи и т.п);
- у нас появятся новые сервисы, которые помогут нам лучше управляться с этой областью.
Обработка естественного языка полностью сотрет границы между устной и письменной речью, а также между разными языками, будь то хинди или язык жестов. Вам останется только выбрать, на каком языке вы хотите общаться.
Таким образом, в этом гипотетическом будущем электронная почта является неотъемлемой частью всех коммуникационных сервисов. В социальных медиа существует ряд основных моментов:
- поиск контактов;
- принятие запросов;
- получение информации (когда мы читаем, слушаем, смотрим, чувствуем, ощущаем);
- передача информации (когда мы говорим, рисуем, поем, пишем, жестикулируем).
Поиск контактов. Каким образом вы ищете контакты для коммуникации? В настоящее время сервисы для поиска деловых контактов (например, социальная сеть LinkedIn) и организаций помогают нам найти человека или группу лиц, чтобы связаться с ними для какой-либо цели. А поскольку в скором будущем мы будем завалены горами личных данных, к 2040 году у нас будет более эффективное средство для поиска контактов, чем «социальные сети», «белые» или «жёлтые» страницы. Системы подбора людей, тематические социальные сети, сервисы для поиска и организации мероприятий, вроде Meetup, сервисы определения местоположения помогут вам найти нужного человека для сотрудничества или общения в нужное время.
Принятие запросов. Через тридцать лет ваше ПО/прокси-сервер/брокер будет предлагать вам добавить новые контакты прежде, чем они сами вас найдут. Представьте, что фильтр спама, служба уведомления и профессиональный ассистент сложились в единое целое. Сервисы будут соревноваться в том, насколько хорошо они взаимодействуют с вами, насколько точно их фильтры угадывают ваши предпочтения, и насколько слаженно они устанавливают время для коммуникации, удобное для сторон. В распоряжении этого «почтового ящика» будет масса данных, чтобы вычислить, как и когда показать вам уведомление или начать общение. Он будет осуществлять проверку подлинности личности, учитывать социальную достижимость собеседника (вы оба дружите с вашим бывшим мужем), предыдущее взаимодействие с вами и другими людьми, связи (лицо работает на компанию X, которая принадлежит Y), особые пометки (ваш руководитель сказал, что вы должны сделать этот звонок), коммерческие предложения, ваше альтернативное времяпрепровождение (вы стоите в очереди на концерт), вашу заинтересованность в той или иной теме и т.д. Сегодня Facebook определяет, какие обновления из тысяч будут вам интересны, а в 2040 году вы будете решать, какие новости получать.
[Могу поспорить, что к 2020 году Microsoft или Google будет лучше вас знать, какие письма представляют для вас интерес, исходя из степени удовлетворенности пользователей]
Получение информации. Людям нравится Skype, потому что в нем можно с легкостью регулировать степень близости общения. В окне отображаются индикаторы настроения и присутствия. Мгновенный обмен сообщениями позволяет передавать сообщения в асинхронном режиме или в режиме реального времени. Если сообщений недостаточно, вы включаете микрофон и можете поговорить. Когда необходимо видеть мимику и жесты, вы переходите на видео-связь. Через 30 лет появятся новые методы отображения интерфейсов пользователей, например, голографические аватары или быстрое последовательное визуальное предъявление. Вероятно, вы сможете озвучить свои твиты голосом Тейлор Свифт. У вас появятся новые схемы и рабочие области конструирования для асинхронного обмена сообщениями. И мы сможем беспрепятственно и быстро переходить с одного средства коммуникации или визуализации на другое.
Передача информации. В начале 1980-х у нас не было интернета, смартфонов, электромобилей, бесплатной видеоконференцсвязи, частных космических кораблей и нанотехнологий. А ведь с тех пор прошло всего 30 лет. К 2040 году, как минимум, еще несколько миллиардов людей присоединятся к киберпространству. Появление новых устройств и средств коммуникации сделает разницу между теми, кто уже присоединился к киберпространству, и теми, кто далек от него, еще более существенной.
При общении с другим человеком [посредством Сети] вы сможете добавить созданный вами контент – информацию о том, что вы говорите или делаете – в ход беседы. Канал передачи преобразует информацию в формат, который предпочтителен для вас или вашего собеседника (рукописное или напечатанное письмо, устная речь или танец). Можете считать это автоматизацией услуг, предоставляемых сегодня службами для слабослышащих людей.
Ваш канал позволит вам со своей стороны выступить в роли «продюсера стрима», вставляя медиа-объекты в беседу по своему желанию и усмотрению. Вы даже сможете объединять стримы или разделять их (как в случае с git).
Кроме того, вы сможете контролировать другие аспекты вашего разговора. Кто обладает правом передавать другим запись этого разговора? Какую часть? Кому? Нужно ли удалять разговор в режиме реального времени, как сегодня почтовые сервисы удаляют электронные письма по истечении срока хранения? Допускаете ли вы анонимность собеседника или использование псевдонимов?
Уведомления. Однако электронная почта охватывает не только взаимодействие с людьми. Мы десятилетиями пытаемся приобщить машины к работе в ней. К 2040 году триллионы датчиков и устройств будут взаимодействовать между собой и с людьми в процессе коммуникаций. Мы будем получать уведомления от наших тел (настроение, пульс, уровень кислорода в крови и т.д), а все наши данные будут храниться в нашем персональном облачном хранилище. Электронные ящики будут проверять запросы от неизвестных устройств и людей: стоит ли уделить внимание уведомлению, отправленному автобусом, в котором вы сейчас едете? Если да, то в какой форме стоит отреагировать на него, если вам неудобно говорить, или ваши руки заняты? В конце концов, ведь не во всех разговорах вам необходимо давать развернутый ответ. Бывает, достаточно просто увидеть или прослушать сообщение, а иногда – быстро проворчать ответ или махнуть рукой. Не забудьте приобрести «аватар премиум класса» для своего электрокардиографа: всего за два процента от его стоимости любая звезда Болливуда станет его реальным воплощением.
Работа и личная жизнь. Вы помните те времена, когда у вас были отдельные почтовые ящики для работы, для личных целей, для учебы, общественной деятельности и т.д? Десяток разных аккаунтов. «Жонглировать» сразу несколькими почтовыми ящиками весьма сложно, пусть даже это помогает вам не смешивать работу с личной жизнью. В будущем у вас будет единая очередь входящих сообщений из разных сфер вашей жизни. Ваш, судя по всему, обладающий самосознанием, почтовый ящик позволит вам подбирать различные образы и стили общения с разными категориями собеседников. А такие проекты, как The Limited Liability Persona, помогут создать ваше виртуальное Альтер-эго.
Работа и общение. Ваш вопрос касался конкретно деловой электронной переписки. Сегодня электронные письма и другие средства общения являются неотъемлемым элементом функционирования рынка труда и сотрудничества работников. Давайте ненадолго отклонимся от темы и обсудим будущее работы. Через 30 лет, после войн, стихийных бедствий, депрессий, кризисов и вторжения пришельцев, основные элементы рабочего процесса останутся неизменными: многие из нас так и будут продавать свое время другим людям или организациям. Только большая часть этой работы будет осуществляться с помощью ваших коммуникационных каналов (а то и через них). Вам больше не понадобятся отдельные наборы инструментов для общения, организации рабочего процесса (например, составление графика, списка задач, бюджета и т.п) и взаимодействия. Контекст-провайдеры позволят вам добавить к браузеру функции, которые сведут воедино работу, организацию рабочего процесса и общение. Таким образом, независимо от того, работаете ли вы, развлекаетесь или обсуждаете семейные вопросы – вы будете использовать одно средство коммуникации.
В далёком 2040 году электронная почта, какой мы знаем её сейчас, будет существовать. Но для нас она [в текущем ее понимании] будет чем-то вроде телетайпного аппарата или перфокарты: антиквариатом, заложившим основу социальных медиа.
2) Джимми Уэйлс, основатель Wikipedia и соучредитель Wikia
Я думаю, мы решим проблему спама, причём не с помощью Байесовской или какой-либо иной фильтрации.
Напротив, я полагаю, что какой-нибудь сервис, который полностью или практически полностью «оккупирует» нашу жизнь в будущем, (к счастью или к сожалению) сможет представить закрытую или полузакрытую альтернативу/версию электронной почты без спама. Люди могут сделать это уже сейчас, но пока они не слишком в этом заинтересованы.
Но у закрытых систем есть недостаток. Я хочу, чтобы любой человек, который пишет мне сообщение, мог также выслать и электронное письмо. Но если бы вам пришлось заводить аккаунт в Facebook только ради того, чтобы отправить электронное письмо, сайт бы давно закрылся. В закрытой системе очень просто бороться со спамом. Если кто-то рассылает спам, вы просто исключаете его из системы.
На месте Facebook я бы попытался создать «Facebook для доменов», чтобы составить конкуренцию Google. Я бы пообещал людям, что мы навсегда избавим их от спама, а любой пользователь Facebook сможет беспрепятственно писать вам электронные письма. Люди, не зарегистрированные в Facebook, все равно смогут посылать письма через нашу центральную систему. Таким образом, мы сможем вычислить злоумышленников и удалить их письма прежде, чем вы их увидите.
3) Мэттью Рошер, работает в Yseop
Меня больше интересуют грядущие изменения не в самом формате электронных сообщений, а в деловом общении в целом. Я считаю, что главная проблема электронных сообщений в том, что люди тратят 50% своего времени на их написание (хочу поделиться небольшой статьей, на которую наткнулся сегодня: «Исследование: сотрудники непродуктивно тратят половину рабочего дня»).
У меня свой взгляд на продуктивность: Каждый раз, когда продавец не стоит перед покупателем, предлагая ему свой товар, он тратит свое время впустую. А электронная рассылка и заполнение данных для CRM не приносят выручки. Каждый раз, когда доктор заполняет документы по страховке, а не занимается лечением пациента, больница зря тратит деньги. И так далее…
Поэтому, я думаю, что в будущем искусственный интеллект будет писать и рассылать электронные письма, и людям больше не придется этим заниматься. Мы работаем медленно, делаем речевые и грамматические ошибки, выставляя свои компании не в лучшем свете, а иногда отправляем письма не тем адресатам (кто не без греха?).
К примеру, раньше люди считали сами и часто делали ошибки. Затем мы изобрели калькулятор. Теперь нам остается лишь ввести в него числа и получить готовый ответ. Позже у нас появились компьютеры и Excel, что значительно повысило продуктивность. То же самое необходимо сделать в сфере деловой коммуникации. В 1970-х люди покупали автомобили, а вместе с ними инструменты для ремонта. Сегодня KIA дает 7 лет гарантии на свои автомобили в Европе. Что произошло? Роботы взяли на себя выполнение повторяющихся задач.
4) Рошан Чокси, соучредитель и CEO компании Bloc
Пол Грэм считает, что электронную почту нужно использовать больше в качестве списка задач. Я вынужден с ним не согласиться. Я думаю, что у электронной почты более широкая область применения. Это единственная система обмена сообщениями с применением push-технологии, которой пользуется практически каждый. Думаю, электронная почта станет чем-то вроде универсального центра push-уведомлений для обмена сообщениями.
5) Дэвид Ли, инженер, помешан на технологиях
Ответ зависит от того, каким образом мы рассматриваем электронную почту. С точки зрения механизма пересылки сообщений, способа их отображения, функций клиента или чего-то еще? Это важный вопрос, поскольку наше представление об электронной почте, скорее всего, изменится. Через 20-30 лет электронная почта будет работать по-другому и, вероятно, использовать совсем другие протоколы.
Я предполагаю, что электронная почта станет ближе к социальным сетям, но навряд ли Facebook, Twitter или Google+ смогут заменить ее полностью. Недостаток социальных сетей в том, что они не основаны на стандартах, они не настолько распространены и универсальны. Кроме того, во многих социальных сетях существуют проблемы с конфиденциальностью. Маловероятно, что клиент захочет, чтобы информация о его финансовом состоянии или здоровье попала в социальную сеть, где она может стать достоянием общественности. Я мог бы также привести убедительные аргументы в пользу того, что социальные сети не слишком отличаются от электронной почты. Да, они устроены по-разному и выполняют другие функции, но чем, по сути, отличается пост в Facebook или Twitter от электронного письма?
Двадцать-тридацать лет – это очень большой период для сферы компьютерных технологий. Вполне возможно, что какая-то новая технология или компания полностью изменит способ общения между предприятиями и их клиентами. Кто знает, может быть, Рэймонд Курцвейл (Raymond Kurzweil) прав насчет сингулярности. Тогда, вероятно, предприятия в будущем смогут обращаться напрямую к нашему сознанию.
6) Джонатан Тредуэй, соучредитель стартапа Uniteable, предприниматель
Несмотря на то, что сегодня электронная почта является основным средством деловой коммуникации, в будущем большинство работников и работодателей устанут от переполненных ящиков. В условиях постоянного увеличения потока информации становится все труднее осуществлять эффективную внутреннюю коммуникацию.
И хотя я получаю не так много спама на свой рабочий e-mail, я, как и Джимми Уэйлс, считаю, что на смену существующей универсальной системы придет закрытая альтернатива. Я постоянно вижу, слышу и говорю о том, что все чаще и чаще компании используют (или собираются использовать) чат-приложения, типа Slack, Skype Messenger или Uniteable для внутреннего общения в качестве замены электронной почты.
И на то есть несколько причин:
- Чат-приложения, в отличие от электронной почты, работают в режиме реального времени.
- Несмотря на то, что вы заводите аккаунт в электронной почте для работы, зачастую вы получаете письма, с ней не связанные, поэтому сложно выделить важную информацию среди остальной.
- Чат-приложения намного лучше приспособлены для ведения групповых переговоров, чем электронная почта.
Ну а поскольку предприятия обычно поддерживают связь удаленно, то разумно предположить, что будет некая универсальная система, наподобие электронной почты, которая позволит общаться с клиентами.
7) Жак Швартц, 40 лет проработал в Кремниевой долине
Повысится интеграция электронной почты с организацией работы (drag-and-drop вложения, управление календарем в одно касание и т.п), защита аккаунтов позволит избежать получения писем с нежелательным содержанием (редакция входных данных), интерфейс управления станет более удобным (лишняя информация будет опускаться), улучшится интерфейс почтовых приложений (передача информации из приложения на электронную почту в одно касание), появится функция наложения текста и звука на видео, автоматически будет осуществляться проверка на наличие несоответствий в письмах (на основании предыдущей переписки программы смогут выявлять неверно указанные суммы, даты так же, как сегодня они обнаруживают грамматические ошибки в тексте), автоматизация станет более совершенной в целом.
Всегда будет потребность в асинхронном общении, в котором могут участвовать несколько лиц.
До тех пор пока не изобретут интерфейсы, способные считывать наши мысли (и, похоже, что это реально), люди буду использовать клавиатуру для передачи информации. Озвучивание текста сообщений это здорово, но зачастую этот способ неуместен или нежелателен (вы же не хотите, чтобы все узнали о новом перспективном стартапе, в который вы инвестируете. Хаха).
Автор: Pechkin-mail.ru