Конец года – время подводить итоги и размышлять над трендами, которые будут оказывать влияние на нашу жизнь в будущем. Сегодня мы решили взглянуть на две, казалось бы, разные темы – развитие стартап-экосистемы и эволюцию рынка ecommerce в России – проиллюстрировав свои мысли примерами из жизни нашей компании.
Электронная коммерция
Отечественный ecommerce развивается бурными темпами – только за первое полугодие 2013 года его объем составил 160 млрд рублей. Аналитики указывают на «ускорение» рынка – в 2012 году он вырос на 23-25%, а в этом рост составит 29%. По различным прогнозам, ecommerce-оборот к 2015 году составит $30 млрд. Его оборот составит более $ 30 млрд. Такие темпы роста соответствуют показателям рынка США.
Это неизбежно приведет как к многократному увеличению числа интернет-магазинов – сейчас их около 48 тысяч, — так и к росту числа новых проектов-стартапов, которые тем или иным образом будут помогать участникам рынка ecommerce решать различные проблемы, претендуя тем самым на свой кусок ecommerce-пирога.
К примеру, одной из главных проблем, которые стоят перед интернет-магазинами при работе с поставщиками товаров, является так называемая модель drop shipment при которой магазин не закупает товар на свой склад, а реализует его сразу со склада поставщика. Позволить себе собственный склад могут лишь крупные игроки, вроде Ozon, Enter или Lamoda.
Стартап
Для облегчения сложившейся ситуации, мы в CentroBit решили создать облачную платформу Agora, которая содержит модели B2B и B2C-коммерции, подсистему управления контентом и B2B-портал для участников рынка.
Главная идея проекта — создать в сети торговое представительство для различных компаний дистрибьюторов, дилеров, реселлеров и производителей, которое бы позволяло реализовывать товар в канале интернет-магазинов. При этом магазины были бы избавлены от необходимости затрат для закупки товара на склад.
Разработку проекта было решено разделить на два этапа:
- Облачный сервис для каждого поставщика Agora Optima, который позволят работать с пулом его интернет-магазинов.
- Глобальный торговый портал AgoraB2B.ru для продажи товара поставщиков в канал интернет-магазинов. Другими словами online склад поставщиков товаров.
Сложности
Разработка стартовала в 2011 году и велась на собственные средства основателей компании. В качестве платформы изначально мы выбрали PHP. Затем появилась первая версия сервиса и коннектор для 1С: Управление торговлей. Тестирование на первых клиентах выявило проблему низкой скорости работы фреймворка и недоработки коннектора 1С. В результате, мы сменили фреймворк на Python и создали коннектор для 1С, который подключается в два клика и позволяет подстраиваться под изменения в конфигурации 1С.
В середине 2012 года была выпущена новая версия сервиса и стартовали официальные продажи, что позволило получить первые инвестиции. Эти средства пошли на маркетинг и расширение штата, а в остальном мы, как и любой порядочный стартап, оптимизировали затраты как могли. Так, вся команда работала на Linux, а для работы с документами мы использовали OpenOffice. Конечно, это было неудобно, но с другой стороны позволяло сэкономить.
Здесь нам очень помогла программа BizSpark от Microsoft, благодаря которой мы не только значительно сэкономили на софте (по нашим подсчетам вышло более $70 000), но и попали в программу акселерации Microsoft Startup Accelerator. Мы смогли стать победителями этого конкурса, что принесло нам контакты с потенциальными инвесторами и новых клиентов.
Тенденции области венчурных инвестиций
Отечественный стартап-рынок, как и ecommerce, развивается достаточно активно. Появляется все больше венчурных фондов, которые довольно активно инвестируют в новые проекты, также, что примечательно, к процессу финансирования стартапов на seed-стадии в последний год весьма серьезно подключилось и государство (можно вспомнить РВК и ФРИИ).
При всем этом, большинство инвестиций, как это принято в России, происходит в «тихом» режиме, когда ни инвестор и ни команда стартапа лишний раз не распространяются о сделке. Таким образом, для многих начинающих предпринимателей становится настоящей проблемой просто сбор информации о действующих на рынке инвесторах, их выходах и областях работы.
В данном случае большую службу команде нового проекта может сослужить активное участие в различных мероприятиях (конференциях, форумах, выставках, стартап-тусовках), благо сейчас их на рынке довольно много. Несмотря на то, что часто можно услышать мнение об их бесполезности, но как показывает опыт нашей компании, это не совсем так и на стартап-событиях можно не только обменяться опытом с коллегами, но и наладить контакты с инвесторами и найти новых клиентов.
Для иллюстрации, только за последний год мы приняли участие в нескольких разноплановых мероприятиях (по ссылкам – отчеты с посещений):
- Startup Lynch в Санкт-Петербурге.
- Форуме «Вокруг ЦОД, Бизнес и ИТ, Вокруг облака и вокруг IP».
- Форуме «Открытые инновации» и выставке Open Innovations Expo 2013.
- Первой онлайн-конференции по интернет-торговле.
- Выставке ECOM EXPO 2013.
- Встрече для фондов-партнеров RusBase в рамках Demo Europe.
- Конференции «Облачные технологии: инновационность и практика использования».
- Форуме Интернет Торговли 2013.
- Международной специализированной выставке «Склад. Транспорт. Логистика-2013».
В итоге, в 2013 году наша компания CentroBit и проект Agora попали в список 100 самых перспективных инновационных проектов России и вышли в финал премии Стартап года 2013 – без активного нетворкинга на мероприятиях достигнуть подобных результатов было бы весьма сложно.
Заключение
Из всего этого можно сделать вывод о том, что область электронной коммерции является одной из самых перспективных для того, чтобы начать новый бизнес. Причем вовсе не обязательно создавать очередной интернет-магазин, куда интереснее основать стартап, который будет реально помогать участникам этого рынка. Этот тезис подтверждается примером таких проектов, как RetailRocket, недавно получивший значительные инвестиции и попавший в список самых перспективных проектов Рунета.
С другой стороны, начинать новый проект – это тяжелая работа, которая становится еще сложнее учитывая общую закрытость венчурной индустрии России. В этом плане отличным инструментом для продвижения своего проекта могут стать различные мероприятия, как отраслевые выставки и конференции, так и «стартаперские» тусовки, хакатоны и митапы.
Надеемся, что наш опыт будет полезен и кто-то из читателей нашего блога также станет участником рынка электронной коммерции, который совместными усилиями мы сможем изменить в лучшую сторону.
Спасибо за внимание, будем рады ответить на вопросы в комментяриях. Всех с наступающим новым годом, читатели!
Автор: Centrobit