В последнее время на хабре было немало статей про персонализацию и рекомендательные системы. Вообще, это направление кажется одним из наиболее перспективных в анализе данных. Его элементы уже сейчас активно используются, например, в поиске (по некоторым запросам выдача для разных пользователей будет разной) и рекламе (Директ, AdSense). Однако исторически одной из первых областей применения был Amazon, который в начале 2000-х годов разработал и внедрил простейшую рекомендательную систему, основанную на принципах «Посоветовать товар, который другие пользователи, купившие такой же товар, как и данный покупатель, купили». Собственно, отсюда и растут ноги у одного из блоков рекомендаций на Амазоне — «What Other Items Do Customers Buy After Viewing This Item?». Разумеется, сейчас под этой вывеской показываются результаты работы гораздо более хитроумного алгоритма.
* Для публикации в хаб «Я пиарюсь» не хватает кармы, поэтому публикую в релевантный тематике хаб.
Однако, если посмотреть на российские интернет-магазины, то со стороны видится следующая картина:
- Есть несколько глобальных лидеров (например, Ozon), которые уже внедрили или внедряют у себя дорогостоящие разработки
- Небольшое число интернет-магазинов использует тривиальный алгоритм типа изначального амазоновского, реализованный либо своими силами, либо в модуле для CMS
- Большая часть магазинов не использует рекомендации
Возможно, приведенное деление неверно, однако наш примитивный анализ рынка показал именно такое.
Последние несколько лет область моих, в том числе и научных, интересов связана с рекомендательными сервисами и их применением к разным задачам, например, для анализа пользователей в социальных сетях или анализа текстов. Посмотрев на такое состояние рынка, мы (я + группа моих студентов из МФТИ), базируясь на наших алгоритмических наработках, решили сделать SaaS сервис, который будет предоставлять интернет-магазинам функционал рекомендаций на основании истории покупок и просмотров. Один из простейших способов интеграции функциональности — размещение нашего виджета на страницах магазина.
Сейчас наш сервис находится в альфа-версии и мы ищем первых клиентов, на которых можно было бы обкатать «продукт» и взаимодействие с интернет-магазином. Поэтому, если кому-то интересен подобный функционал, напишите, пожалуйста в комментарии или в личку. Первым клиентам будет предоставлен большой бесплатный период и пожизненные печенькильготы.
Автор: flashnik