Царь-птица: курицы, о которых мы почти не знали

в 10:58, , рубрики: Это интересно

Царь-птица: курицы, о которых мы почти не знали

Мы относимся к ним с поразительным пренебрежением, ценя разве что хрустящие крылышки и ножки в пряной панировке. Даже слова «петух» и «курица» в нашем языке могут звучать ругательствами — совершенно несправедливыми для этих гордых и боевитых птиц.

Если когда-нибудь археологи далекого будущего станут исследовать руины нашей цивилизации, они могут назвать ее не «атомной», не «космической» или «информационной», а… «куриной». К началу XXI века эти птицы сделались самыми многочисленными сухопутными позвоночными: сегодня их глобальная популяция составляет около 22 млрд. Совокупная масса бройлеров превышает массу всех прочих птиц на планете, вместе взятых. Они являются главным источником животных белков в рационе человечества. 60 млрд кур каждый год отправляются под нож, а их кости во множестве выбрасываются. По ним археологи далекого будущего смогут опознать останки нашей цивилизации так же надежно, как по радиоактивным изотопам или пластиковому мусору.

Родом из джунглей

История и генеалогия домашних кур не менее запутанны, чем у какого-нибудь древнего княжеского рода. Зато прародители этого бесчисленного племени хорошо известны и дожили до наших дней — это дикие банкивские куры, распространенные во влажных лесах Юго-Восточной Азии от Индии до Филиппин. Они весьма похожи внешне на одомашненных кур и могут свободно скрещиваться с ними. Они точно так же пасутся на земле, собирая зерна и насекомых, и не слишком уверенно летают, занимая для ночевки «насесты» в кронах деревьев. Их петухи демонстрируют такой же алый гребень, так же кукарекают, обозначая свою территорию, и сражаются друг с другом с той же безумной храбростью. Однако отличить их останки от ранних одомашненных форм довольно сложно, и точное место и время доместикации кур остается неизвестным.

Древнейшие кости найдены на территории нынешней провинции Хэбэй на северо-востоке Китая и датированы примерно 5300−5400 годами до н. э., когда здесь процветала неолитическая культура Цышань. Однако более внимательное исследование этих костей показало, что большинство из них не куриные. К тому же палеоклиматологи выяснили, что в те времена эта местность была слишком холодной и сухой для того, чтобы подходящие для одомашнивания джунглевые куры могли свободно жить в дикой природе. Скорее всего, сюда попадали лишь отдельные птицы, которых привозили откуда-то с юго-запада, где и произошла их доместикация.

Предполагается, что все началось на территории со­временного Таиланда: митохондриальная ДНК одомашненных кур близка к мтДНК обитающих здесь диких популяций. Их слабые способности к полету сильно облегчили задачу первым «одомашнивателям». Однако банкивские Gallus gallus не единственные прародители современных кур, которые считаются их подвидом (G. gallus domesticus). Генетический анализ показывает, что они скрещивались еще с тремя родственными видами джунглевых кур: например, желтая кожа досталась домашним курам от Gallus sonneratii. По некоторым данным, в их ДНК сохранились следы даже от ныне вымерших гигантских Gallus giganteus, которые обитали в том же регионе и достигали почти метровой высоты.

Бойцы и яйца

На первых порах куры не имели большого экономического и кулинарного значения: принято считать, что основной их функцией была ритуальная, и разводили их «ради драки». Ярко окрашенные птицы, приветствующие восход и закат солнца громогласным кукареканьем, легко могли стать частью солярных мифов и соответствующего церемониала, включавшего петушиные бои. Петухи демонстрируют агрессивный нрав и сегодня: не далее как в январе 2020 года во время подпольных боев в индийском штате Андхра-Прадеш петух напал на одного из зрителей, рассек ему артерию, что привело к гибели от кровопотери.

На первоначальное «боевое» использование кур указывают самые древние на­дежные следы одомашнивания G. gallus — в Китае и в Мохенджо-Даро, городском центре загадочной цивилизации долины Инда. Некоторые данные свидетельствуют, что именно эта цивилизация начала массовое разведение и селекцию кур и именно отсюда птицы начали распространение в Иран и далее на запад — на Ближний Восток, в Европу и Африку. В Турции и Сирии куры появляются между 2400 и 2000 года­ми до н. э., в Египте — во времена Нового царства, около 1500 года до н. э. Считается, что именно здесь их судьба еще раз круто изменилась. Поначалу куры оставались экзотическими бойцовыми птицами, и лишь около 1000 года до н. э. стали распространяться широко. К этому времени египтяне освоили хлопотную науку искусственной инкубации яиц. Этот процесс совсем не так прост, как может показаться. Он занимает около трех недель, причем все это время температуру требуется сохранять в пределах от 37 до 40 °C, а влажность удерживать около 55%, понемногу увеличивая; кроме того, яйца необходимо переворачивать 3−5 раз в день. Для этого в Древнем Египте возводились целые «фабрики» с обогревающими печами и сложно устроенной вентиляцией, а сама технология долгое время хранилась в секрете.

Бамбуковое пиршество

Как только куры оказались избавлены от необходимости три недели самостоятельно высиживать потомство, они смогли в полной мере раскрыть уникальные яйценосные способности, унаследованные от диких предков. Дело в том, что бамбуковые леса цветут и плодоносят лишь раз в несколько десятков лет, повинуясь общему сигналу, — множество растений на огромной территории одновременно. В такие периоды джунглевые куры могут буквально обжираться и оставлять намного более многочисленное потомство: их репродуктивный цикл легко адаптируется под новую обстановку. Поэтому и домашних кур оказалось достаточно кормить «от пуза», чтобы они приносили яйца хоть каждый день. Так птица сделалась весьма полезной, и финикийские торговцы развезли ее по всему Средиземноморью. В Древнем Риме куры стали известны уже очень широко, даже начали появляться мясные породы. Считается, что именно римляне придумали готовить омлет, а блюда из фаршированной курятины сделались настолько популярными, что в 161 году до н. э. сенат даже ограничил их потребление, дабы поддержать строгость старинного «республиканского духа», чуждого такому роскошеству. Впрочем, вскоре Рим пал, а с ним во многом забылась и курятина. Ее массовое возвращение на столы европейцев заняло много веков.

Вопрос о том, что в это время происходило в Америках, остается дискуссионным. По наиболее распространенной версии, до появления колонизаторов из Старого Света кур здесь не знали, обходясь местными утками и индейками. С другой стороны, существует гипотеза о том, что первые куры могли попасть в Южную Америку еще до того — со стороны Тихого океана. Некоторые генетические особенности местных кур роднят их с птицами, которых разводят жители Полинезийских островов. Неприхотливая, не занимающая много места курица служила отличным источником свежего белка, в том числе и в морских плаваниях, что облегчило распространение птиц повсеместно, где только поселились люди.

Затворник и Шестипалый

Вплоть до XX века кур разводили прежде всего ради яиц. Как и многие другие животные, они нуждаются в солнечном свете для выработки витамина D, а значит, их требовалось по­стоянно выпускать для «выпаса» на открытом воздухе. Резко изменило ситуацию появление пищевых добавок и антибиотиков. Это позволило содержать кур в закрытых помещениях и дало старт современным птицефабрикам, похожим на огромные промышленные предприятия. Такая бездушная машина описана в известной повести Виктора Пелевина: не зная ни хищников, ни голода, изолированные от естественного суточного цикла, растущие здесь куры окончательно пре­вратились в живые механизмы по производству белка для ненасытного человечества.

Современные породы набирают массу в разы быстрее, и едва вылупившийся птенец превращается в полновесного бройлера всего за несколько недель. Предоставленные самим себе, жирные птицы почти неспособны перемещаться и предпочитают не отходить от механической кормушки, даже оказавшись на воле. Глядя на этих несчастных существ, трудно избавиться от представления о «тупых курицах», хотя большим умом не будет отличаться никто из выросших в подобных ограниченных и жестоких условиях. Между тем внимательные лабораторные эксперименты раз за разом демонстрируют, что эти птицы отличаются немалой сообразительностью.

Достаточно сказать, что петухи способны подставлять конкурентов, привлекая к ним внимание хищников громким криком, пока сами прячутся в безопасности. В их группах действует сложная иерархия: по некоторым данным, куры даже испытывают эмпатию друг к другу. Возможно, приходит время и нам относиться к ним с большей человечностью и хотя бы иногда вспоминать о том, что все ругательные оттенки слова «курица» не более чем не­справедливые наветы на птицу, которая сыграла такую огромную роль в нашей истории.

Источник

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js