Создание истребителя пятого поколения дело хлопотное. И вроде задача вполне очевидная: заменить устаревший Су-27, который военные эксплуатируют с 1985 года, более современной машиной с целым ворохом передовой электроники и продвинутыми характеристиками. Но быстро только сами знаете, что делается: разработка инновационного Су-57 началась еще в начале «нулевых», и только сейчас самолет встает на конвейер.
Сегодня принятых на вооружение истребителей пятого поколения всего три. Два американских F-22 Raptor, F-35A/B и китайский J-20. Из основных требований — кардинальное уменьшение заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах, полет на сверхзвуковых скоростях без применения форсажа, сверхманевренность и своего рода «умная» автоматизированная система управления, прощающая грубое пилотирование.
Малозаметность — главное требование в этом классе. Но касательно других требований у каждой страны есть свои предпочтения. Наши, к примеру, концентрируются на сверхманевренности, тогда как США делает ставку на общую динамичность боевой системы. Американцы уверены, что способность самолета выписывать кренделя не так важна: совершенствование авиационного вооружения позволяет постепенно отказаться от обязательного захода в заднюю сферу противника во время боя. С другой стороны, при встрече двух истребителей пятого поколения в выигрыше окажется более проворный аппарат.
Несмотря на то, что разработки истребителя пятого поколения в нашей стране появились еще в 1980-е, первый полет перспективного комплекса с заводским индексом Т-50 состоялся только 29 января 2010 года. Развал Союза и предынфарктное состояние экономики в стране отодвинули НИОКР до 2000-х, но уже в 2004 году Владимиру Путину показали макет самолета. Президент машину оценил, и понеслась: сначала выделили 1,5 млрд рублей, затем еще 30, а суммарно на создание Су-57 потратили 60 миллиардов. В конце 2007 года воодушевленный успехом тогдашний гендиректор «Сухого» Михаил Погосян заявил, что первый полет Су-57 состоится в течение 2009 года, а серийное производство стартует в 2015 году. Но в 2009-м одному из трех построенных истребителей удалось только «прогуляться» несколько раз по полосе. Производственные планы тоже оказались утопичными.
Тем не менее, к середине 2011 года пара опытных Су-57 совершили уже 84 вылета, и был преодолен звуковой барьер, так что машину решили показать широкой публике. В 2011 году самолет повезли на МАКС-2011: перспективный истребитель вырулил на ВПП, взял разгон и… вспыхнув пару раз одним из движков, выпустил тормозной парашют. На этом неприятности Су-57 не закончились. Спустя три года после МАКСа, истребитель выполнял очередной тестовый полет и при посадке сначала задымился, а после произошло локальное возгорание над правым воздухозаборником. В конце прошлого года случилась неприятность покрупнее: за несколько дней до передачи в Вооруженные силы РФ, потерпел крушение первый серийный Су-57.
Не исключено, что это всего лишь верхушка всего айсберга технических багов, случившихся за более чем полсотни тестовых полетов — бОльшая часть информации об истребителе и его испытаниях засекречена, до сих пор нет полных технических характеристик. Оно и понятно, машина-то военная! С другой стороны, разработка технически сложной боевой единицы — это всегда риск и аварии. На то и нужны тесты, чтоб уже на службе истребитель не хандрил. Российские военные настроены оптимистично: в прошлом году был заключен контракт с «Сухим» на поставку 76 истребителей (а это полностью укомплектованные три полка), хотя ранее ВКС России планировали купить не больше двух десятков самолетов.
Бог с ними, с авариями. Су-57 в самом деле классный аппарат. Как и полагается истребителю пятого поколения, он, во‑первых, малозаметен. Комбинация стелс-технологий и средств радиэлектронной борьбы позволяют истребителю быть максимально незаметным в радио- и инфракрасном диапазонах волн. Все как положено. Сама по себе форма Су-57 так же способствует снижению заметности: все поверхности корпуса наклонены в определенном диапазоне углов, вдобавок ни одна плоскость не ориентирована к другой под углом 90 градусов.
Во-вторых, Су-57 мощный аппарат, за что отдельное спасибо силовым агрегатам. Все прототипы и первые серийные машины оснащены турбореактивными двухконтурными двигателями АЛ-41Ф1 («Изделие 117»), созданными НПО «Сатурн». Основная его фишка — система старта. При создании Су-57 была поставлена задача: обеспечить бескислородный запуск двигателя, так как прежняя система предполагала наличие соответствующей системы на борту и инфраструктуры на аэродроме. Для реализации этой задачи впервые применили плазменную систему зажигания. Вдобавок двигатель получился экономичным и обеспечивает сверхзвуковую крейсерскую скорость без форсажа. Но это двигатель «первого этапа». Совсем скоро его должен сменить агрегат «второго этапа» под рабочим названием «Изделие 30» о котором нет вообще никакой информации. Его вовсю тестируют как на земле, так и в небе, но на серийные образцы пока не устанавливается.
Самолетом заинтересовались и другие страны. Индия в 2018 году вышла из разработки совместного проекта на базе Су-57, который в будущем предполагалось поставлять на экспорт. Индусы посчитали, что самолет не соответствует заявленным требованиям скрытности, вдобавок им не понравились постоянные задержки в разработке и увеличение итоговой стоимости машины. Но ВВС Перу и Вьетнама другого мнения. Последние рассматривают возможность приобретения 12 самолетов.
Технические характеристики | |
Экипаж, человек | 1 |
Длина, м | 19,4 |
Размах крыла, м | 14 |
Высота, м | 4,8 |
Площадь крыла, м² | 82 |
Двигатель | |
Тяга, кгм |
Максимальная 2 х 9500 На форсаже 2 х 15000 |
Масса, кг | 1608 |
Летные характеристики | |
Максимальная скорость на высоте, мах | 2,45 |
Максимальная бесфорсажная скорость, мах | 2 |
Максимальная дальность, км | 4300 |
Практический потолок, м | 20000 |
Вооружение | |
Для воздушного боя |
6 x РВВ-МД 4 x РВВ-СД |
Против наземных целей |
4 х КАБ-500 4 х Х-38 2 х Х-58УШК |