По сравнению с привычным нам Солнцем большинство звезд в известной нам части Вселенной намного массивнее. Именно эти гиганты формируют структуру, форму и химический состав галактики. А когда звезда исчерпывает запас своего топлива, то происходит колоссальный взрыв, называемый сверхновой. Иногда он бывает настолько мощным, что провоцирует образование новых звезд из газа и пыли в окрестностях ныне мертвой звезды.
Однако в наших знаниях есть один существенный пробел: астрономы еще не до конца понимают, как изначально формировались эти оригинальные массивные звезды. Пока что наблюдения дали только некоторые кусочки головоломки.
Это потому, что почти все известные массивные звезды в нашей галактике расположены очень далеко от нашей солнечной системы. Они также образуются в непосредственной близости от других массивных звезд, что затрудняет изучение космической среды, в которой они принимают форму. Однако существует любопытная теория о том, что вещество формируется в растущую звезду в виде раскаленной воронки из пыли и газа.
Астрономы обнаружили, что этот процесс происходит с разной скоростью. Иногда формирующаяся звезда поглощает огромное количество вещества, что приводит к настоящему взрыву активности — так называемому «аккреционному взрыву». Это происходит невероятно редко, и среди миллионов звезд Млечного Пути астрономы лишь трижды наблюдали подобную картину.
Отслеживают аккреционные взрывы с помощью мазеров — микроволновых (т.е. радиочастотных) аналогов лазеров. Эти сигналы наблюдаются с помощью радиотелескопов, и с их помощью очень удобно следить за поведением звезд. Так, к примеру, недавно астрономам посчастливилось наблюдать некое подобие тепловой волны, расходящейся из центра формирующейся звезды. Что это и с чем связано подобное явление — никто не знает, однако ученые с энтузиазмом ждут новых данных о природе будущих звезд.