Как-то топовый автор «Хабра», соавтор идеи первого российского краудсорсингового спутника Алексей Стаценко решил построить реактивный ранец. Однако дальше покупки модельного турбореактивного двигателя JetCat дело не пошло: не хватало инженерного образования. В это время руководитель аэрокосмической лаборатории «Стратонавтика» и инженер по образованию Денис Ефремов мечтал построить реактивный сноуборд. Встретившись, они решили объединить две задачи в одну — сделать из сноуборда реактивный стенд для испытания двигателя и отработки системы управления. В процессе изучения поняли, что не хватает еще одного инженера — по опорным конструкциям. Подходящей кандидатурой оказался специалист по вертолетам, танкам, турбинам, керосину и эпоксидной смоле Алексей Жуков, у которого был собственный интерес: он мечтал прокатиться на реактивном скейтборде. В итоге три идеи — реактивного ранца, реактивного сноуборда и реактивного скейта — объединились в один проект.
Все оказалось непросто. Подсмотреть негде, с теорией тоже непонятно, в мире аналогов изобретатели не нашли. Все приходилось выдумывать самим. Для футуристического проекта нужна была соответствующая доска. Сейчас впереди планеты всей американский Lib Tech, изобилующий новаторскими идеями — то обратный прогиб, то волнистый кант. Ребята из Lib Tech выдали топовую карбоновую доску, которая полностью удовлетворяла всем требованиям. Встал вопрос: из чего делать бак, куда заливать авиационный керосин.
Перебрали множество вариантов. Пришли к выводу, что необходимо иметь несколько объемов: сноуборд постоянно наклоняется, топливо переливается, что для турбины не очень хорошо, она начинает захлебываться. Решили делать отдельный бак с разделениями внутри или вместо одного искать три поменьше. Требовался объем около 5 л. Конструкторы перепробовали разные варианты и выяснили, что лучше всего подходят 1,5-литровые герметичные туристические алюминиевые фляги из «Декатлона». Изобретатели установили штуцеры, сделали топливопроводы, устранили все течи, выточили на станке ЧПУ систему крепления с возможностью изменения вектора тяги. Подходящий пульт обнаружился в радиоуправляемых машинках: очень удобный, с курком под палец.
Испытания
Для испытаний был выбран полузаброшенный стадион в Москве. В первых тестах нужно было понять силу тяги. В качестве динамометра решили использовать безмен: конструкторы привязали сноуборд цепью к штанге ворот и, отойдя, нажали на курок газа. Оказалось, что тяги ровно столько, сколько заявлено в паспорте двигателя, — 18 кг.
Следующая попытка — стронуться с места. 18 кг тяги — это немного, и самое сложное — момент старта. Испытателем стал Денис Ефремов. Пристегивается, вокруг стоят ребята с огнетушителями. Спрашиваю: страшно? «Еще как страшно, — говорит Денис, — когда у тебя между ног находится 4,5 л авиационного керосина, а ноги крепко пристегнуты. При этом совсем рядом турбина, у которой 600 градусов на выхлопе, много тысяч оборотов, и все это гудит и трещит».
Перед испытаниями Денис в специализированном магазине скупил все огнеупорное защитное снаряжение — от несгораемого белья до несгораемого комбинезона, перчаток и подшлемника — и во всем этом попытался взлететь. Встал на сноуборд, дал газу — и впервые доска сдвинулась с места. Через пять минут команда с огнетушителями уже не могла угнаться за Денисом. И тут возник новый вопрос: как доска будет управляться? Другая развесовка, сзади реактивный двигатель, другие силы, другие векторы приложения этих сил. Но сноуборд поворачивал и управлялся! На стадионе снега было уже мало, да и разогнаться было негде. Тем не менее Денис проехал несколько кругов, удивляя окружающих зевак. Единственной технической проблемой, замеченной на испытаниях, было то, что от летящего из-под доски снега иногда забивалась сетка на впуске и двигатель глох: в турбину могли попасть снег и вода, что, в свою очередь, могло вывести ее из строя. Лучшим решением оказался спортивный автомобильный фильтр нулевого сопротивления и подходящего диаметра. Его пропускной способности вполне хватало, и снег перестал попадать внутрь.
Большие испытания
Надо было искать большое снежное пространство. Конструкторы вспомнили, что в Красной Поляне снег лежит чуть ли не до лета. В самолет команду с керосином не пустили, поэтому решено было отправиться на машине. Но и в Красной Поляне выяснилось, что на подъемник с керосином никто не пустит. Тогда было решено испытать управляемость этой адской конструкции в холостом режиме без включения двигателя, чтобы узнать, как доска поведет себя со значительным лишним весом и другой развеской. В итоге Денис проехал трассу раза в полтора быстрее, чем раньше.
На удивление получилась очень управляемая и сбалансированная конструкция. Однако нужно было искать другое место: снега оказалось маловато. Ребята снова сели в машину и через Москву двинулись на север, в направлении Кольского полуострова. Русский север Нужный снег появился около Петрозаводска. Там нашли заброшенный карьер, где лежало много снега, пространства было достаточно. Выгрузились, заправились, начали испытания. И только Денис поехал, над головой пролетела пара реактивных самолетов! «Я там на доске катался часа два, потратив несколько канистр керосина, и все это время над нами тренировались два реактивных самолета. Ощущение было очень крутое! — с восторгом описывает Денис свои впечатления. — Ты испытываешь реактивную доску, а над тобой реактивные самолеты выписывают фигуры высшего пилотажа. Сноуборд прекрасно управлялся. Единственный и немного неожиданный нюанс: доска начинает вести себя как заднеприводная машина. Если дать газу, заносит хвост. Сначала было непривычно, но потом я стал ловить от этого кайф и дрифтить. На чем же еще закладывать повороты в контролируемом заносе?» Прокатившись в карьере, ребята проехали на остатках керосина по заледеневшему озеру, сильно удивив рыбаков.
«На этом зима закончилась, летом турбину поставили на скейт, а потом Алексей Стаценко продолжил делать реактивный ранец, — с легким сожалением продолжает Денис. — А я все мечтаю вернуть реактивный сноуборд к жизни, но для этого нужна новая турбина».