В первый раз я увидел «Живые скульптуры» за границей: мой знакомый дизайнер показывал видео друзьям на мобильном телефоне.
«Скульптуры» производили неизгладимое впечатление: такое ощущение, что в наш мир пришли люди из будущего, окруженные причудливыми силовыми полями. Что-то подобное я видел в комиксах, но вживую это поражало гораздо сильнее. И еще я был готов поспорить, что их создатель скорее не профессиональный художник, а физик или математик — настолько его творчество напоминало современные физические иллюстрации. «Тебе виднее, — сказал мой друг. — Создатель «живых скульптур» — из России. Роман Ермаков». Мы сидим с Романом на подоконнике в одной из его мастерских в центре Москвы и непрерывно смеемся: он светится позитивом. Нет, я не угадал, он не математик, но и не чистый художник — Роман учился на инженера-архитектора. Профессия, которая объединяет и точные науки, и то, что даже трудно выразить словами. Речь Романа довольно необычна, как и его творчество. И мы вместо получаса проболтали полтора.
На иллюстрации выше — фотопроект «Живой свет океана». Художница Венера Казарова создала для фотопроекта удивительные декорации из бумаги. Мы долго думали, в какую среду поместить мои костюмы, и я вспомнил, что очень часто их сравнивают с морскими обитателями и растениями. Мы поселили их в океанских глубинах. Фотографом стала наша подруга Даша Ястребова. Еще год ушел на постпродакшен, который сделал Алексей Тихонов.
Автопортреты
«Я никогда не работал по специальности, еще во время учебы увлекся перформативными практиками, костюмами, инсталляциями, — говорит Роман. — Меня всегда больше привлекали арт-истории, чем прикладная специальность. После института начались серьезные проекты, которые и втянули меня в экспериментальную арт-среду». Наверное, самый известный проект, который и вывел меня на него, — коллекция «Живые скульптуры», над которой он работал с 2010 по 2016 год. Когда видишь его работы, первый вопрос — как? Как эти образы приходят в голову? И что это? Люди будущего в оболочках из силовых или магнитных полей?
«Это мои ауры, — говорит Ермаков. — Я беру некое черное тело, вокруг которого конструирую цветную историю из элементов. И первое, что приходит в голову, глядя на костюмы, особенно если видишь их в ультрафиолетовом свете, — это энергетические оболочки». Роман говорит, что, по сути, все эти костюмы — автопортреты в определенный период времени, образы, которые живут внутри него. Нужно только внимательнее прислушаться к себе, начать изучать себя и не бояться принимать свои перевоплощения. Некоторые образы появляются очень точно и мгновенно. «Еду в метро, вдруг увидел картинку в голове — и быстро ее зарисовал. Какие-то образы требуют доработки. Я думаю, что они проявляются из параллельных вселенных или каких-то миров, которые находятся внутри нас. Если ты открыт к этому откровению, путешествию в невероятное, оно начинает к тебе приходить чаще и пропускает дальше внутрь себя. В какой-то момент открываешься, и тогда начинается это путешествие. Необязательно, что много из него вынесешь и все применишь на практике, но ты поймешь, что есть нечто большее, чем то, что нас окружает в привычном мире. А если ты занят бытовыми делами и вечно суетишься, то этот прекрасный мир существует параллельно и никак тебя не касается».
Организмы или объекты?
В студенческие времена Романа привлекали конструктивизм и советский авангард: буйство ярких цветов, ярких форм и невероятно смелых экспрессий было ему близко. Но он никогда напрямую от них не отталкивался. Образы он ищет в своем подсознании. «Все первые работы были связаны с трансформацией моего образа, — говорит он. — Я приходил на разные выставки в необычных нарядах, мне было интересно удивить себя и удивить окружающих. Каким я могу быть или не быть». Когда Роман создал серию костюмов, это позволило использовать их в новом формате. В 2010 году Ермакова пригласили принять участие в первом большом художественном событии — это был «ГогольFEST» в Киеве. Выставочная история увлекла его: оказалось, можно не просто наряжаться, но и при помощи костюмов создавать пространства. Костюмы воспринимаются по‑разному, в зависимости от контекста, в котором находятся. На природе они выглядят неведомыми живыми организмами, а в индустриальной среде похожи на техногенные образования.
Технологии
Несмотря на то что творения Романа напоминают пришельцев из будущего, он не использует компьютеры и свои идеи зарисовывает самостоятельно. Некоторые костюмы он делал и вовсе без эскизов, в то время как к другим готовятся настоящие рабочие чертежи с точным указанием размеров. Он говорит, что если бы применял компьютерные программы, то наверняка костюмы были бы сложнее. «Я вижу, как художники работают в 3D-программах, и я понимаю, что при помощи компьютеров можно сделать столько интересного, что и представить себе трудно. Но, с другой стороны, здесь много элементов случайного, много встроенных алгоритмов: нажимаешь комбинацию клавиш, и на экране вместо круга появляется причудливая структура — а нужна ли была тебе эта структура изначально? Я воспроизвожу то, что существует в некоей параллельной реальности. А то, что делает компьютер, — его параллельная реальность, не моя. Пока что это не мой путь. Мне интересно предвидеть образ и как можно точнее зарисовать его. Работа над костюмами — это особая медитация».
Довольно быстро Роман пришел к своей фирменной технологии: в основе большинства его работ лежат структуры из теплоизолирующих трубок из пеноматериала. «Когда я остановился на них, то и образы стали приходить, продиктованные материалом, который позволяет реализовать многие идеи».
Отдельно можно говорить о кинематике, ведь работы Романа эффектнее всего смотрятся в движении. «Вся динамика у меня в голове, — говорит он, — никаких предварительных программ для расчетов я не использую». Когда артист надевает костюм — начинается магия оживления, никогда сразу нельзя точно сказать, как он себя поведет. Костюм всегда делается с первого раза, но не всегда он комфортен для модели. Если отрабатывать в дальнейшем эту историю, то можно его сделать и удобнее для человека, который оживляет костюм. Но Роман говорит, что делает свои работы в «пылу страсти» и никогда не переделывает их, разве что реконструирует после долгих лет выступлений. Поэтому от артиста в костюме требуется довольно большая самоотдача, чтобы держать баланс, начать взаимодействовать с костюмом, прочувствовать его особенности и использовать их.
Застывшие измерения
Сейчас у Романа новый этап: 16 ноября в галерее «Здесь на Таганке» открывается его персональная выставка городской скульптуры «Танцующая ось пятого измерения». Мы говорим с Романом про преобразования Москвы в последние годы — он с радостью принял то, что убрали рекламные плакаты, унифицировали вывески, разработали для города единый дизайн-код. И, говорил он, после реконструкции улиц появилось большое количество пространств, просто напрашивающихся на то, чтобы там стояли скульптуры или другой паблик-арт. Еще год назад Ермаков для выставки «Цирк! Цирк! Цирк!», которую курировал Андрей Бартенев, сделал скульптуру жонглера. В ней Роман пытался соединить элементы таким образом, чтобы не было понятно, как это сделано. Части сочленялись в необычных точках, создавалось впечатление, что скульптура вот-вот развалится. Ермаков настолько удачно поэкспериментировал с балансом, противодействием силе тяжести и новыми формами, что Андрей Бартенев предложил ему готовиться к персональной выставке.
То, что каждый костюм — это своеобразная аура художника или энергетическое тело, ясно видно на съемке в черном кабинете при ультрафиолетовом освещении. Черный комбинезон исчезает, в то время как цветная структура начинает светиться.
"> «Живые скульптуры» 2009−2016 То, что каждый костюм — это своеобразная аура художника или энергетическое тело, ясно видно на съемке в черном кабинете при ультрафиолетовом освещении. Черный комбинезон исчезает, в то время как цветная структура начинает светиться. смотреть ещё раз
- Девушки и автомобили: все розовые автомобили «Моделей года» Playboy 11
- Wilson Combat: самые красивые кастомные «пушки» 26
- Wings For Victory: авиационные британские плакаты 1940-х годов 6
- Рекламные плакаты автомобильных компаний 1910−1930-х 12
- Рекламные фотографии советских тракторов: «Трактороэкспорт» 10
- Рекламные фотографии советских автомобилей: «Автоэкспорт» 12
В течение последних месяцев Роман непрерывно исследует город, разыскивая и фотографируя места, где он предлагает ставить скульптуры или другие арт-объекты. В итоге должно получиться 29 городских пейзажей, куда методом компьютерной графики будут вставлены скульптуры Ермакова. Эти работы можно будет увидеть на стенах галереи. Но главными объектами станут 8 скульптур, представляющих собой масштабные модели высотой до 1 м. Роман говорит, что это будут самостоятельные произведения искусства и их даже можно будет приобрести для коллекции.
Обсудили мы и название выставки — «Танцующая ось пятого измерения». «Есть некое пятое измерение, в котором я путешествовал и откуда принес свои образы, — Роман заразительно смеется. — Это жители пятого измерения, где они не имеют привычных нам физических ограничений. Но, попав в трехмерный мир, они застывают в той конфигурации, в какой попали сюда. Однако в своем мире они непрерывно трансформируются — меняют и форму, и цвет. На выставке будет видео, иллюстрирующее в реальном времени эти преображения. Жители пятого измерения, протанцевавшие сюда и оставшиеся жить на просторах нашего города».