В декабре 1941 года в Ленинграде была предпринята попытка создать новый пистолет для вооружения офицеров Красной Армии и флота, которые часто жаловались на знаменитый ТТ.
Несмотря на то, что ТТ в целом хорошо зарекомендовал себя в годы Великой Отечественной войны, в первые зимние бои вскрылись некоторые его недостатки. При сильных морозах пистолетом практически невозможно было пользоваться из-за примерзших друг к другу подвижных частей. Этот недостаток требовалось как можно скорее устранить и начальник штаба Балтийского флота, адмирал Ю.Ф. Ралль, предложил очень простое решение — взять немецкий пистолет Walther PP и на его основе разработать новый советский пистолет «Балтиец».
Конструкция Walther PP была удачной и при этом простой, пистолет легко обслуживался, но при обладал хорошими характеристиками. Он разрабатывался под патрон калибра 7,62х25 мм — самый массовый советский патрон военной поры, использовавшийся в пистолетах ТТ и пистолетах-пулеметах. Выпуск «Балтийца» решено была наладить на ленинградском заводе №181, первая предсерийная партия должна была составить 15 штук.
В начале 1942 года был изготовлен первый экземпляр пистолета, который при испытаниях на тридцатиградусном морозе ни разу не дал осечек и оставил самые благоприятные впечатления. Правда, он оказался достаточно увесистым, из-за чего балансировка была признана неудовлетворительной. Второй пистолет получил укороченный ствол и возвратную пружину, более тщательную обработку деталей, благодаря чему его массу удалось снизить до 960 граммов. Именно он и должен был стать эталонным образцом для серийного производства.
Выпуск нового пистолета, да ещё в блокадном Ленинграде имел положительный психологический эффект: жителям города и обороняющим его красноармейцам и морякам Балтфлота всячески демонстрировалось, что осажденный город жив, не собирается сдаваться и даже самостоятельно, без помощи с «Большой земли», разрабатывает и выпускает новые виды оружия. Ну а то что «Балтиец» фактически является лишь перестволенным под советский 7,62 мм патрон «Вальтером», широким массам знать не полагалось, хотя черты пистолета-прототипа были видны невооруженным глазом.
Не успели «Балтийца» принять на вооружение, как с первой предсерийной партией приключился скандал. Несмотря на то, что по всем ведомостям проходили 15 экземпляров пистолета, выяснилось, что деталей хватает только на 14. В осажденном городе, да ещё на оборонном заводе это событие было раздуто до масштабов чрезвычайного происшествия, тем более, что все 15 пистолетов были предназначены в подарок высшим партийным и военным деятелям Ленинграда. И хотя в неизвестном направлении пропал не самолет или танк, и даже не пистолет целиком, а лишь некоторые детали от него, за дело тут же взялись компетентные органы, которые очень быстро нашли крайних. Времена тогда были суровые: война, блокада, массовая смертность ленинградцев и за любой проступок, а тем более на военном заводе, спрашивали строго.
Пистолеты с дарственными гравировками получили адмиралы Н.Г. Кузнецов, В.Ф. Трибуц, Ю.Ф. Ралль, Н.К. Смирнов и секретарь ленинградского горкома партии А.А. Кузнецов. По неподтвержденным данным, один пистолет был доставлен в Москву и также нашел своего высокопоставленного владельца. Однако на этом история «Балтийца» закончилась, фактически толком не начавшись.
«На верху» было принято решение, что не стоит выпускать еще один пистолет, характеристики которого мало в чем превосходят характеристики ТТ. Ленинградский завод №181 и так был загружен оборонными заказами, и осваивать производство не такого уж и нужного пистолета было признано нецелесообразным. Особенно в Ленинграде, где из-за блокады и ее последствий имелась нехватка профессиональных кадров, да и с материалами возникали проблемы. Так что на вооружение «Балтиец» было решено не принимать, серийное производство не организовывать, а товарищам офицерам оставалось как и раньше пользоваться старыми добрыми «наганами» и ТТ, ну, или трофейными пистолетами, кому как нравится.
До наших дней сохранились всего три экземпляра «Балтийца» под номерами 1, 2 и 5 и все они находятся в Центральном Военно-морском музее Санкт-Петербурга. В отличие от ТТ, пистолет «Балтиец» не стал оружием Победы, да и серийным оружием он даже не стал. Однако можно не сомневаться в том, что в войсках его приняли бы очень хорошо, как принимали простой и надежный Walther PP, многие положительные черты которого унаследовал его советский, как принято говорить сейчас, нелицензионный собрат.