«Не будь Второй мировой войны, я, наверное, конструировал бы технику, облегчающую тяжелый крестьянский труд», — сказал Михаил Калашников. Великий конструктор, конечно, прав: мирная техника гораздо полезнее военной. Но и без последней не обойтись, причем в ряде случаев пополнять ряды вооруженных сил призваны машины из повседневной жизни.
После приручения пара цивилизация получила толчок к бурному развитию. Самокатные повозки, с переменным успехом создаваемые разными изобретателями, получили более надежный, нежели мускульная сила или сила ветра, движитель. Все это привело к тому, что в первой четверти XIX века по дорогам Великобритании вовсю запылили паровые омнибусы — предтечи рейсовых автобусов. За ними последовали машины с электромотором и с двигателем внутреннего сгорания, пока, наконец, в начале ХХ века пассажирский маршрутный автобус не стал таким же обычным предметом пейзажа, как конка или трамвай.
Вскоре грянула Первая мировая война, которой суждено было стать и первой войной моторов. Так как специализированных военных машин в войсках отчаянно не хватало, на фронт потянули все мало-мальски пригодные гражданские машины, в том числе и автобусы. Лидером в данной области стала старушка Британия, которая с 1914 по 1918 год изъяла 954 (по другим данным — 1319) автобуса с коммерческих линий и перебросила их на фронт. Мобилизованные машины красили в хаки, из них убирали стекла, а борта «бронировали» двухдюймовыми деревянными досками.
В основном автобусы перевозили солдат (в стандартный двухэтажный автобус помещалось 25 человек со всем снаряжением или же 4 т груза), боеприпасы и снаряжение, раненых; некоторые были приспособлены под мобильные голубятни для обеспечения связи, а на некоторые даже поставили противовоздушные пушки, превратив таким образом машину в самоходную зенитную установку. В спешке не обошлось и без курьезов — некоторые автобусы после отправки на фронт не успели перекрасить, и они шли на передовую, сияя рекламой на бортах и фирменной красно-белой раскраской.
Артиллеристам фюрер дал приказ
Бывало что автобусы носили на себе и более серьезное вооружение, чем пулемет. Речь идёт о машинах зенитного подразделения сопровождения фюрера. Все началось в 1940 году, когда фирма VOMAG на автобусном шасси собственной разработки построила около 15 машин специального подразделения, которое должно было сопровождать Гитлера в его вояжах на фронт. Весной 1941 года «автобусы ПВО» поступили на вооружение 1-го батальона 42-го зенитного полка, базировавшегося в Дрездене. Организационно батальон состоял из 3 батарей, в каждой из которых находились 4 самоходные зенитные установки (вооружение — 88-мм орудия FlaK 18 с новым стволом FlaK 36), две машины с контрольно-измерительными приборами и приборами управления огнем, зенитный взвод непосредственного охранения (вооружение — две 20-мм пушки FlaK 38) и от одной до двух резервных машин. Последние перевозили оборудование командного пункта и радиолокационную станцию на прицепе, а позже из них была сформирована четвертая батарея. После французской кампании фюреру стало не до поездок, и батальон до середины войны использовался как мобильный резерв ПВО, быстро выдвигавшийся в населенные пункты, подвергшиеся бомбардировке союзников. В августе 1944 подразделение перебралось в Румынию, вело тяжелые бои, и в конце концов в ноябре под Будапештом было полностью разгромлено.
Автобусы-монстры
После войны автобусы вернулись к своему гражданскому назначению, однако их уже планово рассматривали в качестве потенциальной военной техники. Так, в СССР в 1920-х годах некий Лебедев подал заявку на патент бронекорпуса, который в случае войны должен был надеваться на автобус, превращая его в броне-транспортер. Патент изобретатель не получил, упоминание об этом факте встречается лишь в списках отклоненных заявок, но идея снова «всплыла» в Туманном Альбионе в начале Второй мировой. Конечно, бросать двухэтажную лондонскую гордость на танки Гудериана никто не собирался, а вот послужить британскому ополчению эти мастодонты вполне могли.
История сохранила изображения всего двух английских автобусов, кустарно переделанных в БТР. Первой жертвой стал одноэтажный Chevrolet выпуска 1930-х, получивший слабое бронирование и люк со щитком на крыше. Вторым донором послужил AEC Regent (ST), 20 экземпляров которого были переоборудованы и переданы Чисвикскому батальону хоумгварда. Тут к делу подошли серьезней: второй этаж автобуса сняли и надели коробкообразный бронекорпус с остроконечной крышей. Полностью загруженная бойцами машина весила порядка 12 т.
В Соединенных Штатах военные умы также размышляли над облачением автобуса в погоны. В 1943 году в Кемп-Карсон инженер Дан Джиллспай представил изумленной публике двухэтажный прицеп на… 260 человек! Судя по всему, он предназначался для подвоза личного состава целого батальона к транспортным самолетам либо транспортирования людей с одного аэродрома на другой. Получившийся автобус (а грузовики с полуприцепами начиная с 1930-х годов активно использовались в различных странах как автобусы) мог развивать скорость до 64 км/ч и выглядел как космический аппарат пришельцев. В серию конструкция не пошла.
Лайнер пустыни
Британские королевские военно-воздушные силы тем временем решали другую проблему: как перевозить высший командный состав по Северной Африке, где англо-американские войска с переменным успехом воевали с итало-немецкими. В частности, для ВВС был перестроен 17,5-метровый «лайнер пустыни» на базе 150-сильного грузовика Marmon-Herrington THD-315−6, который до войны совершал рейсы Багдад-Дамаск. Для удобства пассажиров (а с 1943 года — высших чинов ВВС в количестве 44 человек) на борту просторного полуприцепа имелись кухня, туалет, кондиционер, холодильник и большие запасы воды.
А вот американские парашютисты из 101-й воздушно-десантной дивизии в 1944 году использовали под Вегхелем рейсовый автобус голландской компании BBA в качестве… обычной патрульной машины, огневую мощь которой обеспечивал ручной пулемет, установленный на крыше. По тому же пути — с пулеметом наверху — пошли и бойцы Сопротивления, которые в конце апреля 1945 года разъезжали по Милану на автобусе Bussing NAG 900.
Bus Super Power
После Второй мировой в связи с огромным распространением самой разнообразной техники военные позабыли об автобусах. Их использовали разве что при эвакуации населения из городов, а в качестве боевой единицы они могли пригодиться только там, где существовал дефицит военной техники.
Немного о трамваях
В начале I мировой войны санитарные трамвайные вагоны появились в городах практически всех воюющих стран, а в охваченной революцией Москве успел засветиться даже бронетрамвай! Вот что про него писали в изданной в 1967 году книге «Гвардия Октября. Москва»: «…Идея оборудовать трамвай, защищенный от пуль, осенила Михаила Виноградова перед самым восстанием. Он принес Павлу Штернбергу в гостиницу «Дрезден» листок с нехитрыми чертежами и рисунком броневагона, на борту которого написал любимую строчку: «Постою за правду до последнева!» Павел Карлович улыбнулся, вспомнив слова удалого купца Калашникова, спрятал чертежи в карман со смутной надеждой — авось пригодятся. <…> Броневых листов в Замоскворецком трамвайном парке оказалось мало, едва хватило на кабину вагоновожатого. Думали-гадали и заменили броню деревянными рамами, простенки засыпали песком, попробовали: пуля не берет! По предложению Штернберга внутри установили вращающееся колесо, укрепили на нем пулемет. Так и родился «бронетрамвай», как его окрестили создатели, не очень смущаясь тем, что роль брони пришлось передоверить 50-миллиметровым доскам». Впрочем, судя по сохранившемуся фото Замоскворецкого бронетрамвая, в конце концов он все-таки обзавелся и металлическими бортами…
Первым таким местом стал Израиль, принужденный постоянно отстаивать с оружием в руках собственную независимость. Так как с оружием в Мединат Исраэль было очень туго, широкое распространение получила самодельная импровизированная бронетехника, сделанная на базе обычных машин. К примеру, в начале 1948 года 15 автобусов White Super Power были превращены по заказу автобусного кооператива «Эгед» в бронетранспортеры для перевозки личного состава.
После окончания войны за независимость два из них продолжили службу, поскольку кампус Еврейского университета на горе Скопус в Иерусалиме нуждался в снабжении. По соглашению о прекращении огня иорданцы оставляли анклав Израилю, если численность военного и гражданского персонала и их вооружения не увеличится, а связь будет осуществляться на тех же транспортных средствах, которые допускались на гору на момент подписания соглашения.
Несмотря на то что автобусы из-за сильной нагрузки на шасси быстро выходили из строя и отправлялись на свалку, эти два бронеавтобуса волей-неволей пришлось оставить в строю. В течение 19 лет они поднимались на гору два раза в месяц, числясь при этом боевыми единицами.
Вместо сидений в машинах установили продольные лавки, а в корме одной из машин был оборудован грузовой отсек. Также в обоих автобусах были устроены тайники для перевозки оружия и боеприпасов — так в кампусе в обход соглашения оказалось современное стрелковое вооружение, базуки и даже безоткатное орудие. Служба ветеранов окончилась лишь в июне 1967 года после победы в Шестидневной войне. «Старички» были отправлены на заслуженный отдых в военный музей «Батей Ха-Осеф».
Броня фирмы TAZ
Вторым местом, где ощущался дефицит бронетехники, стала Хорватия 1991 года. В ответ на объявление независимости от Югославии на территорию бывшей страны вошли части Югославской народной армии, и началась гражданская война.
В том же году работники загребской компании ZET принялись переделывать несколько автобусов «Икарус-115» в бронированные санитарные машины для Хорватской национальной гвардии — вдоль бортов были установлены металлические пластины толщиной 8 мм. Всего было переоборудовано три автобуса: один из них пропал без вести, еще один остался в Вуковаре из-за поломки двигателя, а третий использовался 1-й гвардейской бригадой и сегодня числится в фондах Военного музея.
В Вуковаре в августе 1991 года работники компании TAZ изготовили военно-медицинскую машину на базе автобуса FAP-4420. Бронекорпус типа «сэндвич» (с прокладкой между 6-мм и 5-мм стальными листами) закрывал машину со всех сторон, а стекло водителя было заменено на 60-мм пуленепробиваемое. Автобус мог перевозить 24 раненых с медперсоналом.
Поднабив руку, ТАЗовцы приступили к выпуску серии из десяти медицинских бронемашин на базе автобуса ТАМ-161. Машины получили такой же, как и у FAP-4420, закрытый бронекорпус и бронестекло водителя, но, учитывая меньшие габариты ТАМ-161, бронирование уменьшили (общая толщина двух бронелистов в «сэндвиче» теперь составляла 8 мм). Внутри имелись места для 18 носилок, стол для оказания неотложной помощи, резервуар для воды, отсек с медицинским оборудованием и места для медиков.
Последние пять машин были переданы хорватским войскам в 1993 году.
Ленинградский бронепоезд
Отгремели революция и Первая мировая война, а вскоре началась и Великая Отечественная. Потеряв огромное количество техники в самом начале и испытывая в ней острый дефицит, СССР был вынужден приспосабливать к военному делу все, что можно только измыслить. Вследствие того что весь автомобильный транспорт был мобилизован для нужд фронта, городские трамваи вновь стали важным подспорьем для переброски разнообразных грузов. Например, в Севастополе, Одессе и Ленинграде трамваи доставляли подкрепления и боезапас прямо к линии фронта (в Одессе из-за сложности маршрута «2-я застава — Фронт» к трамваю даже пришлось прицепить платформу с установленной зениткой), а обратно увозили раненых. В Горьком трамвайные пути использовались в качестве еще одной железнодорожной переправы через Оку, чтобы разгрузить большие транспортные потоки, идущие через другие немногочисленные мосты.
В 1942 году, когда угроза прорыва немцев в Ленинград стала реальной как никогда, было решено построить трамвайный мотоброневагон. Заказ выполнило ленинградское трамвайное депо имени Смирнова. К счастью, фашисты в город не прорвались, поэтому бронетрамвай в бой так и не вступил, а после войны был разобран. Не сохранилось даже фотографий, но реконструировать его облик же можно.
Известно, что за основу бронетрамвая взяли вагон МС-4, который целиком обшили бронелистами. В качестве вооружения предусматривались пулеметы, но их тип и количество неизвестны. Можно предположить, что это были либо станковые «Максимы», либо ДТ на шаровых установках. Так как огневая мощь электробронепоезда должна быть направлена в основном вперед, логичной была бы установка именно ДТ рядом с вагоновожатым, так как для «Максима» там места маловато. Также в целях маскировки корпус бронетрамвая раскрашивали под обычный пассажирский вагон — краской наносили фальшивые окна и двери.
После окончания Второй мировой боевые трамваи исчезли на долгое время и только спустя несколько десятков лет появились в Мексике — там целый парк броневагонов был предназначен для переброски по Мехико войск. Впрочем, спустя некоторое время трамваи сдали в музей и, скорее всего, разобрали. Но это не означает, что в деле боевого использования трамваев поставлена точка. Скорее, учитывая все возрастающую тенденцию к росту популярности городских боев, она превратилась в многоточие…