Традицией для многих автопроизводителей стала демонстрация концептуальных автомобилей, которые в будущем превращаются в серийные модели. А что если эти машины умеют ходить по вулканам, летать по воздуху и менять форму? Что если ход чьей-то амбициозной конструкторской мысли скоро изменит привычный для нас уклад жизни?
Паукообразный
Каждый успешный автопроизводитель вкладывается в технологичное будущее. Корейцы из Hyundai создали для этого целое подразделение под названием CRADLE, которое занимается венчурными инвестициями и открытыми инновациями. Его сотрудники не только ищут стартапы, но и сами горазды придумать что-нибудь сногсшибательное, например внедорожник Elevate — необычный гибрид легковушки и робота-шагохода из научной фантастики. Он с легкостью сможет ездить как по автобану, так и по эпицентру природной или техногенной катастрофы. Модульная конструкция позволяет менять кузов, превращая машину в пассажирский или грузовой транспорт, а по поверхности он передвигается на четырех суставчатых «лапах» с колесами. Благодаря им Elevate способен в значительной степени изменять свой дорожный просвет и даже перешагивать через препятствия.
Когда такой функционал не нужен, «лапы» складываются внутрь корпуса и концепт передвигается как обычный автомобиль. Сами колеса могут вращаться на 360 градусов вдоль вертикальной оси, что позволяет разворачиваться на месте, ездить боком, по диагонали и показывать множество других фокусов, за которые любой обычный джип или седан душу бы продал автомобильному дьяволу. Класс! А точнее, новый класс: благодаря этому концепту среди россыпи автомобильных маркетинговых сокращений (SUV, SAV, SAC) появилось еще одно — UMV (Ultimate Mobility Vehicle).
Внешне южнокорейский концепт здорово напоминает какой-нибудь марсоход или луноход из реально существующих. Разработчики уверяют, что их творение совершит настоящую революцию в области спецтехники для спасательных служб по всему миру. Этот металлический «паук» способен без особых проблем работать в зоне оползней, схода лавин, на развалинах зданий, пожарищах, в районах, пострадавших от землетрясений и наводнений. Необычная конструкция подвески позволит ему подбираться максимально близко к пострадавшим и эвакуировать их в кратчайшие сроки. А в будущем — кто знает? — может появиться и городской седан с регулируемым клиренсом, который будет способен ездить буквально над дорожными заторами! Правда, и стоить на первых порах он будет не меньше настоящего марсохода. Но вряд ли это остановит богатых автолюбителей, привыкших коротать в пробках первые три-четыре часа своего рабочего дня.
Тяни-толкай
Концепт беспилотного такси microSNAP от швейцарской Rinspeed поражает необычным дизайном. Понять, где у него перед, а где зад, довольно сложно: он абсолютно симметричен. Кузова как единого целого в нем нет: такси конструктивно состоит из двух отдельных модулей — шасси Skateboard и верхнего Pod. Таким образом, на одну «тележку» можно водрузить пассажирский или грузовой отсек какой угодно формы — лишь бы вписывался в габариты. Этот челнок максимально автоматизирован и может сам передвигаться по городу. Одна из представленных демонстрационных надстроек рассчитана на двух пассажиров.
Из органов управления — только панель навигатора, он сам проложит маршрут с учетом пробок, ремонтных работ на трассе, погоды и загруженности транспортной сети. Пассажиру останется лишь откинуться в кресле и слушать музыку. А еще можно смотреть кино на дисплее с диагональю 49 дюймов, установленном вместо приборной панели, или любоваться пейзажами, глядя в окна с автоматически затемняемыми стеклами. Габариты microSNAP — всего 2,6 м в длину и 1,3 м в ширину. Места на трассе эта карета занимает мало, а значит, ее можно будет использовать для пассажирских перевозок без опасения создать серьезные помехи другим участникам движения. Впрочем, потенциальная область применения microSNAP гораздо шире, чем перевозка пассажиров. Их можно использовать в качестве мобильных магазинчиков, передвижных рекламных щитов, транспортировщиков небольших грузов и, например, вывоза мусора. Недаром внешний вид модуля Pod чем-то неуловимо напоминает контейнер ПУХТО.
Авиамотоцикл
Два кольца, два конца, посредине… 300-сильный самолетный движок. Это прототип самого необычного мотоцикла в мире, который построил бразильский гонщик «Формулы-1» Тарсо Маркес. Свое детище он назвал TMC Dumont в честь знаменитого земляка — авиатора Альберто Сантос-Дюмона. Два огромных 36-дюймовых колеса лишены каких бы то ни было спиц. Благодаря этим «обручам» Маркес и получил награду за лучший байк фестиваля Daytona Bike Week 2018, оставив далеко позади конкурентов. Впрочем, необычный внешний вид, пожалуй, единственное достоинство сверкающего хромированными деталями мотоцикла TMC Dumont.
Во-первых, ехать он может только по идеально ровной дороге — клиренс практически отсутствует. Во‑вторых, он входит далеко не в каждый поворот из-за большой длины и полного отсутствия рулевого управления. В-третьих, авиационный движок хоть и выглядит красиво, но является для такой техники избыточно мощным и очень громким. Да и горючки, видимо, ест как не в себя. В-четвертых, заднее колесо представляет нешуточную опасность для пилота, так как крутится в считаных сантиметрах от его ничем не защищенной «пятой точки». И в-пятых, из-за массивного двигателя и воздухозаборника пилот практически не может разглядеть, что происходит непосредственно перед мотоциклом.
Однако все эти недостатки меркнут перед заслугами Маркеса, который построил по‑настоящему оригинальный мотоцикл, потратив на это 15 лет своей жизни. Он доказал, что даже в такой изъезженной вдоль и поперек области, как дизайн мототехники, можно придумать нечто необычное. Впрочем, его обвиняют в том, что он скопировал внешний вид и конструкцию TMC со «светоциклов» из культового фантастического фильма Tron начала 1980-х годов. Таким критикам хотелось бы ответить: попробуйте создать что-нибудь подобное сами.
Воздушное такси
Вот уже несколько лет Uber регулярно выдает на-гора концепты перспективных летающих такси, которые в недалеком будущем наверняка будут бороздить воздушное пространство мегаполисов. Самый последний и пока безымянный проект внешне напоминает совершенно безумный гибрид недорогого квадрокоптера, легкого частного самолета и боевого конвертоплана V-22 Osprey корпуса морской пехоты США. Новинка, впрочем, предназначена не для бравых морпехов, а для самых обычных горожан. Воздушное такси сможет за раз перевозить до 8−10 человек. Высота полета — от 300 до 600 м, что значительно выше зданий и объектов городской инфраструктуры.
Создатели концепта подчеркивают, что такое аэротакси будет практически бесшумным. Вместо большого несущего винта на корпусе машины установят четыре компактных пропеллера. А движение в горизонтальной плоскости обеспечит толкающий пятилопастной винт в задней части фюзеляжа. Воздушная маршрутка сможет совершить мягкую посадку даже с двумя неработающими пропеллерами. С точки зрения безопасности также важно, что на борту аэротакси нет горючих веществ — оно будет работать на электричестве. Подзарядить аккумуляторы можно будет на посадочных площадках. Первые летающие автомобили должны выйти на маршрут уже в 2023 году. Ожидается, что они будут управляться человеком-водителем, хотя в будущем аэротакси планируют полностью переоборудовать под автопилот. Остается надеяться, что уж он-то точно не станет слушать шансон, обманывать со сдачей, просить показать дорогу и сбивать женщин в штате Аризона, как это сделал другой колесный беспилотник Uber.
Есть идея? Есть IKEA Space10
Сегодня домами на колесах мало кого можно по‑настоящему удивить. А как насчет кафе на колесах? Офиса на колесах? Спортзала на колесах? И даже туалета на колесах? Специально для жителей густонаселенных мегаполисов шведская мебельная компания IKEA предлагает концепт линейки городских беспилотных электромобилей с модульной конструкцией, позволяющей воссоздать на колесах практически любое помещение. Эта концепция получила название Spaces on Wheels («Пространства на колесах»). Схема приобретения проста: клиент выбирает дизайн чудо-автомобиля через специальное приложение, а дальше ему остается лишь дождаться, когда освободится нужная «комната».
В качестве примеров IKEA приводит самоходную спальню: зачем трястись утром в пробке лишние два часа, если можно вызвать кровать на колесах и с комфортом проспать до самой работы? Если же сон не идет, почему бы не запрыгнуть в мобильное кафе и не позавтракать в дороге? А сколько возможностей откроется для экстренных служб! В утопическом городе IKEA бригады врачей смогут приезжать к тяжелым пациентам сразу верхом на мобильной операционной, оснащенной всем необходимым оборудованием.
Отдельная область применения электромобилей Space on Wheels — коммерческая. Массовое внедрение такой техники в эксплуатацию позволит, например, создать широкую сеть мобильных уличных магазинчиков, торгующих всем — от вязаных носков до свежих овощей. Специалисты, зарабатывающие на хлеб своими руками, смогут арендовать передвижную мастерскую со всеми необходимыми инструментами. Кроме того, компактные платформы можно использовать в качестве рекламных площадок, автоматически курсирующих по заданному маршруту. А в наших широтах наверняка большим спросом будут пользоваться мобильные бары со встроенной функцией доставки нетранспортабельного клиента домой.
Фура не дура
Тягач Tesla Semi — это не только мечта дальнобойщика, но и целый комплекс решений огромного количества экологических проблем. Честно говоря, новая эра развития электромобилей должна была начинаться именно с грузовиков, но почему-то они оказались в роли догоняющих.
Разрушить стереотипы решил Илон Маск, под руководством которого и был создан прототип электрической фуры. Его кабина выглядит непривычно, колеса закрыты кожухами, и дело тут не только в крутом эффекте: вся конструкция призвана уменьшить сопротивление воздуху. Тягач приводится в движение четырьмя электрическими двигателями, разместившимися на двух задних осях, а батареи расположены под кабиной, что придает всей конструкции дополнительную устойчивость. Их емкость пока неизвестна, но запас хода, по заверениям Илона Маска, составляет от 500 до 800 км в зависимости от версии.
Только представьте себе: если прототип пойдет в серийное производство без изменения заявленных характеристик, то мегаполисы и загородные трассы буквально вздохнут с облегчением. Расстояние на одном заряде фура будет преодолевать за стандартный 8-часовой рабочий день водителя, а после он может оставить тягач на зарядке, а сам отправиться спать или поехать дальше. При этом на 80% батареи будут заряжаться всего за полчаса. Увы, отдохнуть на ходу шоферу пока не позволит законодательство, которое почти повсеместно обязывает водителя находиться за рулем и нести ответственность за действия машины. Да и автопилот, хоть и заявлен, но пока неидеален — это привычные для многих современных автомобилей адаптивный круиз-контроль и системы экстренного автоматического торможения и удержания в полосе. Несмотря на это, в идею Маска поверили многие, а предварительный заказ на серийные фуры уже разместили компании Pepsi, Walmart, DHL и другие.