Несмотря на все призывы не делать этого, человек и в XXI веке продолжает пытаться изобрести велосипед и, кажется, именно сейчас наконец приблизился к идеалу. Велотранспорт нового поколения способен изменить дорожное движение в городах, дать толчок шеринг-экономике и открыть для нас новые виды отдыха.
Будущее, как обычно, восходит на Востоке, и, чтобы понять, что ждет нас завтра, достаточно обратить внимание на Токио и Шанхай. Первый — один из самых продвинутых в велосипедном плане городов мира, второй — наиболее динамично развивающийся в этом отношении. Но, если в столице Японии с ее роботизированными парковками для велосипедов и велотраволаторами, облегчающими подъем из подземных переходов, ставка делается на личный транспорт — там на 100 жителей приходится 74 велосипеда, то в китайском мегаполисе все вертится вокруг сервисов аренды двухколесного транспорта.
Темпы их развития впечатляют: парк прокатных велосипедов в Шанхае за год увеличился в три раза и сегодня насчитывает более полутора миллионов штук (для сравнения: в Москве таких байков 4120). Разница колоссальная, но у нее есть простое объяснение: в Китае бум прокатных велосипедов спровоцировали два стартапа — Ofo и Mobike, предложившие принципиально иной способ аренды.
Желтые Ofo и оранжевые Mobike можно арендовать, а потом бросить где угодно — прокатные станции им не нужны. Технология проста: датчик GPS позволяет через приложение видеть расположение байков на карте, а специальный замок блокирует бескамерные колеса, пока поездка не будет оплачена.
Возможность в любой момент взять велосипед (а город сейчас буквально завален ими) моментально сделала этот транспорт крайне популярным: сегодня в Китае ежедневно сервисами Ofo и Mobike пользуется 18 млн человек, и это число постоянно растет. Неожиданным образом доступный прокат решил и проблему воровства велосипедов: когда на каждом углу стоит доступный за копейки байк, необходимость покупки (или кражи) такого же стремится к нулю.
Mobike и Ofo уже начали свое вторжение и в другие страны: в Сингапур, Великобританию и США, где байк-шеринг также набирает обороты. В американских городах за 2017 год рост числа поездок на прокатных велосипедах составил 25%, и ожидается, что эти темпы не снизятся и в будущем. Есть в планах Mobike и Ofo и Россия (о чем оба оператора уже официально заявили).
И все же настоящим прорывом будет развитие сетей электробайков общего пользования. Мешает только тот факт, что с е-байками без станций не обойтись: брошенный у подъезда или входа в метро велосипед сам по себе не зарядится. Сейчас развивать прокат е-байков начинает компания Uber: в Сан-Франциско в приложении вызова такси уже добавлена возможность выбрать велосипед. В будущем такая опция появится и в других городах мира.
Есть надежда, что развитие байк-шеринга и электробайков станет спасением для мегаполисов, стоящих в вечных пробках. Большинство современных городов появились задолго до изобретения автомобилей и оказались не готовы к массовому распространению машин. Велосипеды могут одновременно благотворно сказаться на трафике и экологии, а попутно разгрузить общественный транспорт, взяв на себя поездки на короткие расстояния. Кроме того, этот тренд отлично вписывается в общую моду на здоровый образ жизни.
В этом смысле электровелосипеды выглядят даже более перспективно, чем электромотоциклы, которых также становится все больше. Так, вслед за BMW в этом году нас ждет премьера электрического Harley-Davidson.
Спасибо зарядке
Грань между электровелосипедом и электромотоциклом довольно тонкая. Если говорить о скорости, то нет никаких проблем заставить любой двухколесный транспорт с мотором разогнаться до 100 км/ч и более, но все же в большинстве стран максимально допустимую скорость для велосипедов ограничивают 30 км/ч.
В переживающей бум е-байков Германии (в год там продается по полмиллиона штук) велосипеды, у которых «максималка» выше, нужно ставить на учет. По этой причине на моделях немецких велосипедов Haibike, способных разогнаться до 45 км/ч, даже на российском рынке установлена табличка для номера. У нас пока таких законов нет, но, как известно, правила игры периодически меняются. Так что не стоит удивляться, если, купив быстрый велосипед, вы однажды узнаете, что на нем, как, например, в той же Германии, запрещено перевозить детей даже в специальных креслах.
Конечно, у более простых (и в полтора раза более дешевых) моделей велосипедов, у которых «максималка» ограничена 26 км/ч, с помощью чип-тюнинга тоже можно существенно поднять показатели, но важно учитывать, что большие скорости увеличивают нагрузку на все узлы.
Сегодня на рынке уже есть трансмиссии для более мощных моделей (пример — SRAM EX1) и, конечно, усиленные тормоза — Saint от Shimano или четырехпоршневые SRAM Guide RE. Также для лучшей безопасности и устойчивости на электровелосипедах используются более широкие ободья и шины.
Несмотря на то что число производителей электровелосипедов растет, моторы для большинства из них делают всего пять крупных производителей: Bosch, Yamaha, Panasonic, Shimano и Brose. Мощность у всех примерно одинаковая — 400−500 Вт, но технических особенностей много. Например, если решение от Yamaha состоит из четырех компонентов: двигателя, аккумулятора, провода и бортового компьютера — то аналогичная система от Bosch собрана из… 26. Проще Yamaha и в обслуживании: она выдает всю информацию об ошибках на экран бортового компьютера, в то время как у Bosch для этого нужно ехать в сервис и подключать специальный сканер (как при ТО автомобиля).
Skoda e-Bike
Из непосредственно велосипедных компаний собственные двигатели делают Specialized и Rocky Mountain, и их решение вложиться в эти разработки еще раз показывает, что бизнес видит у электровелосипедов огромный потенциал. В родной для Specialized Америке рынок е-байков только за 2017 год вырос в два раза.
Тренд последних лет — электрические велосипеды абсолютно любой направленности. Если вначале моторы ставили в основном на городскую прогулочную технику, то теперь есть гибридные модели хард-тейлов, двухподвесов, дорожных, шоссейных, трековых, грузовых и детских велосипедов. Последние пользуются популярностью, потому что позволяют детям ездить в одном темпе с родителями, не уставая даже в долгих велопрогулках. В свою очередь, спортсмены ценят гибридные велосипеды за возможность доезжать до мест тренировок без потери сил. В первую очередь это касается любителей горных «покатушек»: теперь подняться на склон можно не только с помощью подъемника, но и своим ходом. Это дает толчок велосипедному фрирайду: уже не нужно ждать, пока интересный склон оборудуют канаткой. Растет и популярность горного велотуризма: электротяга превратила такой вариант досуга из изнурительного испытания в отдых. Причем у большинства гибридных байков предусмотрен режим качения: если человек решит идти и катить велосипед рядом, электромотор поможет одинаково легко двигаться по ровной местности или в горку.
RadRover Electric
Не остается никаких сомнений, что дальнейшее развитие и удешевление технологий приведет к еще более массовому переходу от обычных велосипедов к гибридным.