Лет десять назад казалось, что компакт-кассета доживает последние годы, однако этот пришелец из 1960-х продолжает пользоваться устойчивым спросом.
И не просто продолжает, а как показывает бесстрастная статистика, спрос на компакт-кассеты стабильно растет все последние годы. По данным исследовательской компании Nielsen, в прошлом году продажи компакт-кассет выросли на 35,2%. Несмотря на впечатляющие проценты, в количественных показателях все выглядит не совсем так: если в 1994 году в США было продано 350 миллионов кассет, то в 2018 было реализовано менее 200 тысяч штук.
Удивителен сам факт возвращения интереса к этому, казалось бы, напрочь позабытому формату. Кассета не была идеальным музыкальным носителем даже во времена своей молодости, в 70−80 годы прошлого века. Когда появился компакт-диск и перезаписываемый компакт-диск, кассета начала стремительно терять свои позиции. Например, если в США в 1999 году было продано 124 миллиона кассет, то в 2012 всего лишь 13 миллионов. Многие верили, что смерть компакт-кассеты также естественна и неотвратима, как смена времен года: до нее было немало других форматов, которые тихо и благополучно скончались. На близкую кончину указывало и то обстоятельство, что все без исключения фирмы в конце девяностых годов прекратили выпуск кассет типа Metal, которые наиболее ценились у любителей хорошего звука. Да и производство так называемой «хромовой» пленки также неумолимо сокращался.
Однако выпуск кассет продолжался. Правда, уже не мировыми грандами, типа BASF, TDK, Sony, Maxell, Fuji, а малоизвестными фирмами, которые используют старые запасы пленки. Помимо этого меломанов спасали весьма немалые запасы нераспроданных кассет, которых в свое время было выпущено очень много.
Но всему приходит конец. И когда кассета должна была окончательно умереть из-за отсутствия пленки и спроса, оказалось, что спрос не только существует, но и начал расти. Причем начал расти спрос на изделия с записью, на которых многие группы выпускали свои альбомы в дополнение к CD-диску и виниловой пластинке. В настоящее время на долю таких кассет приходится почти 70% рынка, а на долю чистых — 30%.
Попутно выяснилось, что осталось немалое количество лояльных этому формату людей, для которых процесс «общения» с кассетой важен гораздо больше, чем качество звука на ней. Любители виниловых пластинок знают что это такое. Поклонники кассет знают, в чем преимущество аналогового звучания над цифровым, почему и отдают им предпочтение до сих пор. Ведь кассета, при всех своих недостатках, способна передать все нюансы старого доброго «аналога». Чего не скажешь о перезаписываемом компакт- или мини-диске.
Ренессансу кассеты способствовало и то обстоятельство, что на вторичном рынке наблюдался переизбыток качественной аппаратуры. Многие меломаны поспешили избавиться от высококлассных дек, которые продавали буквально за копейки, и это стало настоящим подарком для тех, кто продолжал верить в кассету. Топовую деку, которая раньше стоила порядка 500−700 долларов, можно было купить в тот период меньше чем за полцены. Известны случаи, когда некоторые любители прогресса так далеко заходили в своем желании выбросить кассеты с «корабля современности», что избавлялись за сущие копейки не только от дорогих дек, но и от легендарного двухкассетника Sharp GF-777, который сейчас стоит от 80 до 200 тысяч рублей в зависимости от состояния.
В настоящее время в мире существуют всего несколько небольших производителей компакт-кассет, которые в основном продают их с записями. Например, американская компания NAC (National Audio Company) сотрудничает со многими звукозаписывающими фирмами, по заказу которых выпускает небольшие тиражи. Как правило — от 10 до 200 штук. NAC продолжает работать на старых запасах пленки, включая «хромовую», и ценит свои кассеты весьма недешево — от 10 долларов и больше. Запасы пленки — это самая большая проблема, волнующая всех без исключения производителей кассет. Но, как говорится, свято место пусто не бывает, и французская компания Mullan Industries, видя что спрос на кассеты ежегодно растет, недавно выпустила первую партию кассетной пленки собственного производства.
Разумеется, большинство компетенций которыми обладали BASF, TDK, Sony, Maxell и другие сейчас утрачены, так что не стоит ожидать от Mullan Industries пленки с высочайшими характеристиками. Французы просто не могут себе позволить дорогостоящие исследования, ведь спрос на пленку хоть и растет, но весьма умеренно, что делает бессмысленным серьезные вложения в этот носитель.
Когда в 1963 году концерн Philips представил компакт-кассету, никто не ожидал, что и 56 лет спустя она все еще будет оставаться востребованным форматом. И пусть она не продается сейчас миллионными тиражами как в восьмидесятые-девяностые годы прошлого века, этот феномен в эпоху тотальной цифровизации не может не удивлять.