С середины прошлого века многие ведущие державы мира начали разрабатывать летательные аппараты с вертикальным взлетом и посадкой. В те годы конструкторы исходили из потенциальной возможности нанесения массированных ядерных ударов, что породило массу разнообразных проектов. Порой весьма экзотических.
В 1947 году на канадскую фирму Avro Canada устроился британский инженер Джон Фрост, до этого работавший на авиастроительную компанию De Havilland. В те годы бытовало мнение, что в результате обмена ядерными ударами между странами НАТО и Варшавским блоком значительная часть инфраструктуры будет выведена из строя. Предполагалось, что существующие аэродромы будут уничтожены, а уцелевшие самолеты попросту не смогут подняться в воздух. Из-за дефицита нормальных взлетно-посадочных полос планировалось использовать автомобильные шоссе и даже грунтовые дороги. Однако многие эксперты сошлись во мнении, что идеальным решением проблемы станут летательные аппараты с вертикальным взлетом и посадкой, которые смогут базироваться на любой крохотной площадке на суше или в море.
Фрост разработал несколько небольших моделей дискообразных летательных аппаратов, способных взлетать вертикально, а также маневрировать над землей, используя эффект воздушной подушки. Расположенный в центре дискообразного летательного аппарата ротор нагнетал воздух под днище, а за счет регулирования воздушных потоков через специальные сопла аппарат мог разгоняться до весьма приличной скорости. Причем разработчик уверял, что его модели обладают неплохими характеристиками, сопоставимыми с некоторыми самолетами. Летающими «блюдцами» Фроста заинтересовались американские ВВС, которые профинансировали постройку первой крупной машины под названием Avro VZ-9 Avrocar.
Строительство летающей тарелки началось в 1958-м, и уже через год Avro предоставила ее для испытаний. В ходе тестов тут же возникли проблемы. Центральный ротор приводился в движение тремя турбо-реактивными двигателями Continental J69-T-9, между которыми сидели два члена экипажа. Это отрицательно сказывалось на удобстве работы, так как летчик и штурман трудились в адских условиях, изнемогая от грохота двигателей и жары. Кроме того, американские военные сразу же негативно отнеслись к VZ-9 Avrocar из-за невозможности установить на аппарат сколько-нибудь серьезное вооружение.
Внутреннее пространство дискообразного фюзеляжа диаметром 5,5 метра было занято двигателями, топливными баками и кабинами экипажа, поэтому втиснуть туда еще и вооружение было попросту невозможно. Окончательно американские военные охладели к «НЛО» после нескольких испытательных полетов, продемонстрировавших отвратительную управляемость. Полет канадской летающей тарелки был крайне нестабильным, контролировать его было трудно, и, по мнению специалистов, VZ-9 Avrocar обладал такой кучей врожденных дефектов, что их было невозможно устранить никакими доработками. Несмотря на заявленную скорость в 480 км/ч, летающий диск смог разогнаться только до 56 км/ч, а при заявленном «потолке» в три тысячи метров он поднялся над землей всего на один метр.
Осенью 1961 года финансирование проекта и дальнейшие работы по нему были прекращены. Хотя Джон Фрост уверял, что его детище можно усовершенствовать, для американских ВВС аппарат интереса больше не представлял. Стало ясно, что создание боеспособных «вертикалок» дискообразной формы по проекту британского инженера — это тупиковый путь. Подобные аппараты имели гораздо больше недостатков, чем достоинств, назвать которые многие затруднялись. Разве что футуристичный дизайн. Понятно, что в будущей войне такому техническому недоразумению места быть не могло.
После предпринимались попытки использовать Avro VZ-9 Avrocar в качестве летающего джипа, вооруженного безоткатным орудием на фюзеляже, но этот проект интереса у военных не вызвал. Машина была слишком дорогой, технически сложной, к тому же с ролью летающих огневых точек к тому времени отлично справлялись вертолеты, обладавшие большей универсальностью и полезной нагрузкой.
Всего было изготовлено два экземпляра Avro VZ-9 Avrocar, которые после 1961 года кочевали по разным выставкам, пока не обосновались в Национальном музее ВВС США в Огайо и Музее транспорта американской армии в Вирджинии. Макет «тарелки» был передан Музею авиации Канады, так как эта страна также была причастна к созданию необычного летающего «блюдца».
Опыты по созданию летающих тарелок и прочего неформата были прекращены в связи с появлением английского истребителя-бомбардировщика Harrier. Британский самолет с вертикальным взлетом и посадкой был принят на вооружении некоторых стран НАТО и до сегодняшнего дня остается единственной в мире «вертикалкой» принимавшей участие в боевых действиях.