Компания SpaceX радует подробными видео запусков, демонстрируя кадры со всех возможных ракурсов: с земли, дрона и с самой ракеты. Они устанавливают камеры на каждой ступени, около двигателей и под головной обтекатель. Но едва ли не самое удивительное происходит внутри — оказывается камеру можно установить прямо в топливный бак.
На земле и в активной фазе полета горючее и окислитель прижимаются к нижним стенкам баков. Сначала это происходит за счет притяжения нашей планеты, затем к ускорению свободного падения прибавляется ускорение, созданное двигателями. Однако в космосе, когда влияние гравитации Земли ослабевает и двигатели прекращают работу, жидкости оказываются в условиях невесомости.
Видео изнутри бака с жидким кислородом ракеты Falcon 9
Если конструкцией ракеты предусмотрены повторные запуски двигателей на последущих участках траектории, то возникает серьезная трудность. В таких условиях окислитель и горючее не могут равномерно поступать к насосным агрегатам. Обычно для «возвращения» жидкостей на место применяются специальные малые двигатели или же система ориентации, которые придают ступени или разгонному блоку необходимое небольшое ускорение. Иногда у основания конструкции есть специальные промежуточные емкости для хранения под давлением небольшого запаса топлива.
Видео изнутри топливного бака второй ступени ракеты Falcon 9
Точных данных о том, какое решение применяется в ракетах семейства Falcon нет. В качестве горючего используется специальный керосин, а окислителем выступает жидкий кислород. Для повышения эффективности, топливо переохлаждают практически до температуры кристаллизации: например, у кислорода она составляет -218 градусов Цельсия.
Подобные видео носят не только развлекательный и популяризаторский характер. В первую очередь, установка такого большого количества камер на всех критических узлах ракеты позволяет инженерам анализировать не только сухие данные телеметрии, но и видеть, что происходит с агрегатами.