Времена меняются. Малонаселенная и преимущественно аграрная Сардиния сегодня является одной из итальянских областей, которая вырабатывает больше электричества, чем ей самой нужно. И все меньше энергии производится за счет традиционного угля. Нагляднее всего переход от «черной» к «зеленой» энергетике можно наблюдать в городке Портоскузо. Это даже не город, а поселок городского типа, больше известный, правда, вылавливаемым в окрестных водах тунцом, который экспортируется даже в Японию. В этом местечке у одной из ведущих энергетических компаний Италии — Enel — работала традиционная ТЭЦ, генерировавшая электричество из газомазутного топлива. Теперь ТЭЦ закрыта, ее высокие в красно-белую полоску трубы больше не выбрасывают в атмосферу углекислый газ, а машинные залы скоро переоборудуют под новое применение — этому посвящен проект Futur-e компании Enel. Зато рядом, среди полей с аккуратными круглыми стогами высятся мачты недавно построенного ветропарка.
Турбины в ландшафте
Компания Enel не зря пригласила журналистов из России посмотреть на ветропарк в Портоскузо. Ведь мало-помалу в нашей консервативной нефтегазовой державе пробиваются ростки зеленой энергетики, и к двум из таких проектов Enel имеет непосредственное отношение. В результате победы в тендере российская «дочка» компании (ПАО «Энел Россия») получила право на строительство двух объектов ветрогенерации совокупной мощностью 291 МВт. Один ветропарк (90 МВт) будет возведен в районе Азова (Ростовская область), другой (201 МВт) — в Мурманской области. Итак, впечатления.
На Сардинии много ветропарков: ветропотенциал острова делает размещение здесь подобных энергопредприятий весьма привлекательным. И даже у Enel парк в Портоскузо не единственный. Но самый масштабный! Он состоит из 39 ветрогенераторов установленной мощностью 2,3 МВт каждый. Это мегаваттный класс! Большинство же ветрогенераторов Enel на острове имеют установленную мощность 1,5 МВт. «Но разве это предел? — задаю вопрос руководителю по развитию ВИЭ в Сардинии Патриции Фену. — Есть же ветрогенераторы и в 5, и в 7 МВт, да и 8 уже не фантастика». «Более мощные ветротурбины, — отвечает Патриция, — предполагают больший размах лопастей ротора и более высокие мачты. А правительство автономной области пристально следит за тем, чтобы ветропарки не возвышались слишком сильно и не портили холмистый ландшафт острова. Кроме того, сверхмощные ветрогенераторы характерны скорее для ветропарков, размещаемых в море, но Enel ветроэнергетикой офшор не занимается, да и местные власти точно были бы против: вид на море во всей его первозданности — это часть привлекательного для туристов образа Сардинии».
Чистая энергия на экспорт
Посчитаем. Ветропарк в Портоскузо имеет почти 90 МВт установленной мощности. Много это или мало? Для самого городка очень много! В Портоскузо чуть более 5000 жителей, а электричества, вырабатываемого предприятием Enel, хватило бы для обеспечения города с населением порядка 70 тыс. человек. Это приличный райцентр или город-спутник мегаполиса. Как уже говорилось, Сардиния вырабатывает значительно больше энергии, чем нужно самому острову. Уже несколько десятилетий подводные кабели связывают автономную область с Апеннинским полуостровом (с областью Лацио, в которой расположен Рим) и с соседней Корсикой, которая по культуре и языку близка к Сардинии, но волею исторических судеб является французской территорией.
Ветропарк в Портоскузо — дитя четвертой промышленной революции. Ветрогенераторы оборудованы множеством датчиков, которые с высокой частотой отсылают параметры работы отдельных узлов прямо в расположенный в Риме пункт управления. Все эти «большие данные» анализируются продвинутым ПО, что позволяет выявить возможные технические проблемы еще до момента их проявления. Здесь немало «цифры», автоматики, а персонала для обслуживания требуется не так много.
Да, зеленая энергетика имеет свою цену, и замена ТЭЦ на ветропарки приводит к подорожанию электроэнергии для крупных потребителей. С другой стороны, работа одного только предприятия в Портоскузо позволяет избежать выброса в атмосферу 130 тыс. т углекислого газа в год. А это чего-нибудь да стоит.
Статья «Электрическая мельница Италии» опубликована в журнале «Популярная механика» (№8, Август 2018).