Оставить моторы в покое
V-280 Valor — представитель нового поколения американских военных конвертопланов. Стоящий на вооружении летательный аппарат аналогичной схемы — V-22 Osprey — оказался машиной весьма востребованной, но довольно капризной и не очень надежной. В Osprey винты вместе с турбовальными двигателями меняли угол наклона в диапазоне 90 градусов, чтобы работать то как вертолетный ротор, обеспечивающий вертикальные взлет/посадку, то как тянущие винты самолета. Для запущенного газотурбинного двигателя такие перемещения в пространстве чреваты сбоями. В новом конвертоплане конструкторы решили эту проблему: двигатели теперь остаются всегда в одном и том же положении, а угол поворота меняют валы винтов. Есть и другие отличия от предшественника. В частности, V-280 (цифра означает крейсерскую скорость в узлах) имеет меньшие размеры и может взять на борт лишь 14 десантников по сравнению с 24 в V-22.
Судьба носорога
Это произведение современного искусства выставлено в витрине галереи Gagosian на знаменитой Пятой авеню и, наверно, не раз останавливало на себе взгляды прохожих. Скульптура представляет собой очень реалистично исполненное изваяние носорога, из которого как будто бы вырастают предметы, принадлежащие современной технической цивилизации: пылесос, колесо с резиновой шиной, автомобильная дверь, стол, лестница-стремянка и что-то еще. Швейцарский художник Урс Фишер, авторству которого принадлежит эта необычная работа, рассказывает, что фигура животного была сработана на основе цифровой модели, полученной методом лазерного сканирования (не живого носорога, правда, а чучела). Как и положено в мире искусства, на вопрос о том, что же хотел сказать автор, сам скульптор и галерея отвечают весьма туманно. Вроде бы перед нами метафора мира вещей, который мы вбираем в себя и который потихоньку меняет нас.
Колеса — отдельно
Швейцарская компания Rinspeed, известная футуристическими моделями автомобилей, на этот раз предложила на суд публики концепцию третьей (после дома и офиса) обитаемой среды. Согласно этой идее, в нашу жизнь войдут многофункциональные модули (Pods), адаптированные для самых разных нужд: работы, отдыха, торговли, перевозки грузов. Модули могут использоваться как в стационарном, так и в мобильном варианте. Чтобы Pod стал салоном беспилотного автомобиля, его надо поставить на мобильную платформу Skateboard. Она представляет собой четырехколесный беспилотник на электрической тяге. Авторы концепции считают, что Skateboard с его электромоторами, датчиками и батарейками будет быстро устаревать, а потому есть смысл физически «отвязать» его от полезной нагрузки и менять по необходимости.
Спасенный от катастрофы
Лунный ровер начинали строить еще в лаборатории Университета Тохоку, но тут случилось несчастье. В результате землетрясения и цунами 2011 года университет сильно пострадал и был эвакуирован. Однако работавший в лаборатории канадский стажер Джон Уокер на свой страх и риск проник в аварийное здание и спас драгоценный прототип, который уже был подготовлен к полевым испытаниям. Сегодня японский стартап Ispace заявляет о том, что путь от прототипа до готового к полету аппарата пройден. У компании обширные планы. Она намерена производить аппараты для посадки на Луну двух видов: роверы и неподвижные посадочные модули. Японцы видят свою задачу в том, чтобы однажды завезти на спутник Земли достаточное количество материалов и инструментов и создать так называемую Лунную долину — место, где человек сможет начать обустраиваться, осваивать ресурсы, организовать постоянные места обитания и жилье для туристов.
Статья «Слайд-шоу» опубликована в журнале «Популярная механика» (№7, Июль 2018).