Столкнувшись с патовой ситуацией в результате «окопной» тактики ведения войны обеих сторон, армии времен Первой мировой войны перешли к новой стратегии — массовому использованию отравляющих веществ, способных убить или изуродовать человека на всю жизнь.
В ходе Первой мировой войны обеими сторонами конфликта была выбрана тактика войны позиционной. Боевые действия велись на сплошных и относительно стабильных фронтах с глубокоэшелонированной обороной. Такая стратегия пассивной обороны была вынужденной мерой: ни вооруженные отряды, ни военная техника не могли прорвать оборону соперника, так что в итоге армии оказались в патовой ситуации. Попыткой исправить это обстоятельство и переломить ход сражения в свою пользу стало использование нового типа оружия — химического.
Ядовитые газы — а именно этот тип отравляющих веществ был наиболее распространен — стали крупной военной инновацией. Специалисты до сих пор спорят о том, кто первым применил химическое оружие: по одним сведениям это были французы, использовавшие в августе 1914 года гранаты со слезоточивым газом; по другим — немцы, в октябре того же года использовавшие снаряды с сернокислым дианизином при атаке Невшателя. Однако в обоих случаях стоит отметить, что речь идет не о смертельно ядовитых, а всего лишь о раздражающих веществах, не оказывающих летального действия на человека.
Хлор: «зеленая смерть»
А вот первое массовое применение боевых отравляющих газов летального действия история помнит очень хорошо. В качестве первого такого вещества выступил хлор — в нормальных условиях желтовато-зеленый газ тяжелее воздуха, обладающий резким запахом и оставляющий во рту сладковатый привкус, отдающий металлом. К 1914 году производство хлора в Германии было налажено: это был побочный продукт при производстве красителей, производимых тремя крупными химическими компаниями — Hoechst, Bayer и BASF. Важную роль в создании химического оружия сыграл Фриц Габер, руководитель Института Физической Химии Кайзерa-Вильгельмa в Берлине, — именно он выдвинул инициативу и разработал тактику применения хлора в бою.
22 апреля 1915 года немецкие войска провели первую массивную химическую атаку близ бельгийского города Ипр. На фронте, протяженность которого составила почти 6 км, немцы распылили 168 тонн хлора из 5730 баллонов всего за несколько минут. В результате 15 000 солдат были отравлены и получили поражения разной степени тяжести, при этом 5 000 погибли.
6 августа похожая тактика была применена и против русской армии. Однако в этом случае она оказалась малоэффективна: войска хоть и понесли тяжелые потери, но отбросили атаку немцев от крепости Осовец в результате так называемого «марша живых мертвецов»: солдаты, изуродованные химической атакой, пошли в наступление, ввергнув в панику и деморализовав армию противника
Фосген
Сравнительно небольшая токсичность хлора и его демаскирующий цвет стали поводом для создания фосгена. Его разработала группа французских химиков (к тому времени войска Антанты тоже перешли к использованию химического оружия, отбросив этические противоречия в условиях военного времени), и от своего предшественника этот газ отличался сращу несколькими важными показателями. Во‑первых, он был бесцветным, так что обнаружить его было гораздо сложнее. Во‑вторых, фосген превосходит хлор в токсическом воздействии на организм. Наконец, в-третьих, симптомы отравления наступают лишь спустя сутки после отравления. Солдат мог вести боевые действия целый день, а утром товарищи находили его мертвым или в крайне тяжелом состоянии.
Минусы газовой атаки
Хлор и фосген тяжелее воздуха, а потому эти газы концентрировались в окопах и стелились по земле. Солдаты быстро выяснили, что если вместо траншеи занять высоту, пусть и небольшую, то значительного вреда от газа можно избежать — надо лишь беречь раненых, которые лежат на земле. Газ был ненадежен, поскольку скорость и направление его распространения зависели от ветра — часто ветер менялся прямо во время атаки, сдувая облако ядовитых паров на позиции атакующих.
Кроме того, хлор вступает в реакцию с водой, так что кусок обычной мокрой ткани, закрывающей дыхательные пути, также препятствовал проникновению токсина в организм. Часто вместо воды использовалась моча — однако реакция аммиака и хлора вырабатывала токсичные вещества, о которых в те времена еще не было известно.
Иприт: горчичный газ
К 1917 году «газовая война» вошла в новую стадию. Повсеместное использование газометов (предков минометов) сделало применение газов куда эффективнее. Мины, содержащие до 26−28 кг отравляющих веществ, создавали в районе попадания высокую концентрацию химических агентов, от которых часто не спасали и противогазы.
В ночь с 12 на 13 июля 1917 года немецкие войска впервые применили против наступающей англо-французской армии иприт — жидкое отравляющее вещество кожно-нарывного действия. Почти 2500 человек получили повреждения различной степени тяжести. Это вещество поражает слизистые, органы дыхания и желудочно-кишечный тракт, а также кожные покровы. Попадая в кровь, иприт также оказывает общее токсическое воздействие на организм. От этой бесцветной, слегка маслянистой жидкости (чуть отдающей касторовым маслом) не спасает одежда. Пораженная кожа сначала зудит и воспаляется, а потом покрывается пузырями с желтоватым ликвором. Часто это приводит к нагноениям, после которых остаются рубцы.