Самый массовый и утилитарный серийный электромобиль Nissan Leaf после смерти может отдавать свои органы энергосистеме.
Какой он
Он классный, самое то для молодого поколения. Модный и небольшой снаружи, просторный и добрый внутри. Поколению, выросшему на компьютерных играх, он будет понятен, в нем даже не нужна педаль тормоза: нажал на педаль газа — автомобиль бодро ускоряется, отпустил — довольно мощное рекуперационное торможение наполнит аккумуляторы дополнительной энергией. Специально для олдскульных водителей есть режим, который задействует обычный тормоз. Но это скучно и неэкологично.
Что внутри
Ничего лишнего: привод только на передние колеса, не слишком мощный для электромобиля мотор в 150 л. с. Зато батареи при идеальном раскладе хватит на 378 км. Салон добротный — хипстерам понравится, хотя до космического дизайна ему далеко. Кондиционер работает бесшумно и эффективно. Ничего лишнего, но все, что надо, на месте.
Энергобаланс
Включенный кондиционер уменьшит пробег на 10%. Сибирский мороз — наполовину. Каждый километр подъема в гору съедает процент емкости батареи, а километр спуска — возвращает полпроцента. Поездка на Nissan Leaf заставляет вас постоянно считать энергоэффективность, при правильном вождении и пользовании электроприборами можно увеличить пробег на треть. И светодиодные фары тут не шик, а все та же экономия энергии.
Интеллект
Когда автомобиль тормозит рекуперацией, экономя тормозные колодки и возвращая электроэнергию в аккумуляторы, лучше сразу включить режим e-Pedal. Это требует некоторого навыка — нащупать нейтральное положение педали, интуитивно где-то около 10% от нажатия. Отпустишь больше — начнется плавное торможение, нажмешь посильнее — ускоришься не по-детски. Но через полчаса кажется, что две педали в машине — страшный анахронизм. Не говоря уже о трех! Искусственный интеллект и автопилот автомобиля еще «ходят в детский сад»: можно осторожно отпустить руль на трассе, и автомобиль неуверенно будет катиться в своем ряду, следуя разметке. Но я бы не стал доверять свою жизнь такому неопытному водителю. Впрочем, Nissan Leaf разделяет мое мнение, постоянно напоминая, что убирать руки с руля все же не следует. Даже в автоматическом режиме.
Электропитание
Под микрокапотом спрятаны два разъема. Поменьше — разъем наиболее распространенного в Европе стандарта Mennekes, зарядка от которого переменным током займет у вас всю ночь. Для мощного разъема постоянного тока CHAdeMO зарядки надо еще поискать. Не в каждом городе мира они есть — уж больно дорогие. Зато аккумуляторы вы заправите почти полностью менее чем за час. Зимой при стоянке на улице рекомендовано вообще не отключать автомобиль от зарядной станции: это не дает замерзнуть и разрядиться аккумуляторам. Автомобиль с дорогими зарядными проводами можно спокойно оставлять без присмотра: без специальной карточки с чипом вытащить кабель из разъема не сможет даже крепкий мужчина. Проверено.
Жизнь после смерти
В Голландии есть специальные двунаправленные зарядные станции, которые могут во время дефицита подпитывать домашнюю сеть из бортовых аккумуляторов. Ресурс аккумуляторов подогнан к ресурсу автомобиля, их положено менять после того, как емкость падает на 20%. Эффективная технология их переработки пока не найдена, но Nissan придумал интересную концепцию. Одно из ее воплощений я видел в частном доме с солнечными панелями на крыше. Днем они питают домохозяйство и заряжают специальный аккумуляторный блок от списанного Leaf. Вечером этот блок отдает электричество обратно.
Почетная пенсия
Летом этого года на стадионе Amsterdam ArenA была запущена крупнейшая в Европе система хранения энергии с использованием отслуживших аккумуляторов от электромобилей. Для нее отдали свои батареи 148 списанных Nissan Leaf первого поколения. Благодаря этой системе стадион может продержаться при отключении внешнего электропитания время, необходимое для перехода на резервные генераторы, что также сгладит пики потребления. Общая мощность системы составляет 3 МВт — этого хватит для питания нескольких тысяч домов. Кроме того, система позволяет накапливать и оптимально расходовать энергию, которую вырабатывают 4200 солнечных батарей, расположенных на крыше стадиона. По расчетам, «донорские» аккумуляторы прослужат не менее десяти лет, а там, глядишь, и подоспеет технология их экономичной утилизации.