Как сообщает РИА Новости со ссылкой на заместителя генерального директора Фонда перспективных исследований Игоря Денисова, на предприятии открыта лаборатория для создания прототипа автономного подводного необитаемого аппарата, а специалисты ЦКБ «Лазурит» готовы приступить к его изготовлению. К 2020 году планируется завершение сборки трёх прототипов, после чего пройдут первые морские испытания на Чёрном море из Севастополя в Сочи и обратно.
При успешном прохождении испытаний в 2022—2023 годах подводный беспилотник планируется отправить на прохождение Северного морского пути — это примерно десять тысяч километров под слоем льда. По словам руководителя проектной группы Виктора Литвиненко, целью инженеров является создание двигателя с анаэробной силовой установкой, более экономичного и экологичного, чем ядерного.
Такой мотор обеспечит безопасность плавания аппарата по Северному морскому пути, в том числе в качестве сейсморазведчика. Беспилотник «Сарма» должен будет пройти столь огромное расстояние под толщей льда без единого всплытия, без связи с космическими спутниками или внешним миром, опираясь исключительно на собственную навигационную систему. Литвиненко считает, что это будет серьёзный прорыв для нашей страны и освоения мирового океана в целом.
Северный морской путь является кратчайшим морским путём между европейской частью России и Дальним Востоком. Законодательством РФ он определён как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике». Он проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцеву, Карскому, Лаптевых, Восточно-Сибирскому и Чукотскому) и частично Тихого океана (Берингову).