Привычные нам земные биоценозы в основном держатся на фотосинтезе. В тех случаях, когда он, ввиду отсутствия света, невозможен, микроорганизмы используют для получения энергии самые разные способы, вплоть до весьма неожиданных. Несколько лет назад в Антарктиде нашлись бактерии, которые дышат железом. Это еще не имеет прямого отношения к Марсу, но показывает, что жизнь — крайне изобретательная штука.
Одним из возможных в земных условиях способов получения энергии является использование молекулярного водорода. Разумеется, его должно быть достаточно много.
Свободный водород в недрах любой планеты, включая Марс, образуется в результате распада воды под действием радиоактивного излучения. Имеется в виду «своя» радиоактивность, создаваемая радиоактивными элементами, залегающими в пластах горных пород. Космическая радиация, хотя и сильна, проникнуть вглубь горных пород далеко не может.
Вот размеры этого излучения и его вероятный «выхлоп» и попыталась оценить команда ученых под руководством Джека Мустарда и Джесси Тарнаса из Университета Брауна. В качестве исходных данных использовались замеры марсианской радиоактивности, произведенные гамма-спектрометром зонда NASA «Марс Одиссей». Как уже понятно, они показывают обилие радиоактивных тория и калия в марсианской коре.
Исследователи полагали, что подземных вод для радиолиза было много. Не совсем понятно, насколько это правильно, но надо заметить, что мы не знаем их действительного количества и сейчас.
Проведенные расчеты показали, что 4 миллиарда лет назад количество свободного водорода в марсианской коре было сравнимо с тем, что есть на Земле сейчас. И, в принципе, этот водород мог так же использоваться микроорганизмами.
Это, разумеется, не означает, что на Марсе была жизнь, но возможностей для ее появления стало немножко больше.
С подробностями можно ознакомиться в статье, опубликованной в Earth and Planetary Science Letters