Надо сразу уточнить три вещи. Во‑первых, самый главный парниковый газ на Земле — это водяной пар. Его испарение в атмосферу практически не зависит от чайника, который кипит у вас на кухне. Мировой океан испаряет существенно больше. Но, испарение океанической воды зависит от температуры самой воды и воздуха над ней. Т. е. при незначительном потеплении объем поднимаемого в атмосферу водяного пара возрастает очень заметно. И делает потепление чуть более сильным, после чего пара становится еще больше и т. д. Работает обратная связь.
Во-вторых, если бы дело было только в том, что на Земле везде стало на градус-два теплее, даже белые медведи на нас бы не обиделись. Беда в том, что Земля прогревается неравномерно. Общепланетный градус складывается из сильного потепления в одних местах и чуть более слабого похолодания в других. Это означает, что ветры дуют не так, как раньше, дожди выпадают не там и тогда, как привыкли местные жители и т. п.
В-третьих, все разговоры об антропогенном влиянии на климат — это, в общем-то, о том, как человеческая деятельность приводит к возвращению в атмосферу когда-то погребенного углерода. Его появление в виде углекислого газа чуть-чуть приподнимает температуру, после чего начинает работать та самая обратная связь, которую мы описывали чуть выше.
Вот теперь перейдем к собственно новости. Группа ученых из университетов Утрехта и Оксфорда опубликовала в Earth System Dynamics статью, в которой предсказывает, что глобальное увеличение средней температуры на два градуса за сто лет, которое считается относительно безопасным, может быть достигнуто, если доля возобновляемых источников энергии (т. е. таких, которые не выбрасывают в атмосферу углерод) будет расти на два процента в год. В этом случае вероятность успеха (+2 градуса к концу века) составит примерно 67%. Начинать шевелиться надо не позднее 2035 года — после этого количество парниковых газов в атмосфере превысит критический порог и «поезд уйдет».
Что касается предпочтительного порога в полтора градуса, то этот поезд уже ушел. Для этого достижения долю ВИЭ в мировой экономике надо наращивать на пять процентов в год с 2027 года. А за последние лет тридцать она выросла от примерно нуля до трех с половиной процентов.