Несмотря на то, что всё больше и больше автопроизводителей рапортуют о планах вскоре перевести свои модели на электротягу, о смерти ДВС в привычном нам виде говорить пока рано. Пройдет ещё немало лет, в течение которых старый добрый двигатель внутреннего сгорания будет приводить в движение наши машины. Вот только насколько корректно называть его старым?
Классическая силовая установка, как и большинство узлов в автомобиле, за последнее время претерпела кардинальные изменения. Снизился объём и количество цилиндров, многократно увеличилось число моторов с турбинами, произошло массовое внедрение систем «старт-стоп». Все это вызвало новый виток автомобильной эволюции, проследить который можно на примере такого знакомого каждому узла, как стартер.
Если раньше его работу можно было считать работой мечты — завёл себе мотор в начале движения и отдыхаешь — то теперь каждая остановка современного автомобиля в пробке или на светофоре предполагает последующий старт ДВС, а значит, и ещё одно срабатывание стартера. Естественно, ни один агрегат прошлых поколений к такому повороту событий готов не был.
Именно поэтому к тому моменту, как в 80-е годы прошлого века стали появляться первые автомобили с ранними версиями системы «старт-стоп», производители стартеров уже вовсю изобретали его заново. Результаты этих тридцати с лишним лет разработок проще всего оценить на нескольких уникальных особенностях современных стартеров крупнейшего мирового производителя этих агрегатов — компании DENSO.
Главным вызовом стало то, что раньше ситуация, когда водитель снова заводит ещё толком не остановившийся после выключения мотор, была крайне редкой, теперь же каждый автомобиль может попасть в неё по несколько раз за день. Решением проблемы стал стартер с тандемным соленоидом, который способен осуществлять повторный пуск двигателя при ещё вращающемся коленчатом вале. С точки зрения механики процесса это полностью меняет представления о том, что такое запуск ДВС, а с точки зрения водителя это разом решает одну из главных проблем ранних систем «старт-стоп» — задержку в разгоне со светофора (как показывали тесты, ещё несколько лет назад она доходила до 67%).
У TS-стартера с тандемным соленоидом выигрыш во времени старта мотора составляет 1,5 секунды. Причём для двигателя это очень плавный старт, а так как это комплексное решение, то в сочетании с высокоэффективным генератором и аккумуляторной батареей, а также с системой рекуперации энергии при торможении такой стартер DENSO может повысить топливную экономичность более чем на 7% (сравните с ранними «старт-стоп», способными экономить в районе 1%)! Неслучайно TS-стартеры DENSO подходят для самых «умных» систем, вроде разработанной Jaguar Land Rover интеллектуальной системы Advanced Intelligent Stop-Start System. Но это далеко не единственное решение. Цифры говорят сами за себя: сегодня одна только компания DENSO предлагает 6276 вариантов применений своих стартеров и генераторов, общее число моделей которых уже приближается к четырём сотням.
Пережили серьезную эволюцию и более простые модели. Пример — AE-стартер DENSO, который работает как обычный стартер с планетарным редуктором, но обладает увеличенным в 15 раз ресурсом. Он проще всего встраивается в двигатель в качестве компонента системы «старт-стоп», так как не требует модификации управляющих элементов, программного обеспечения и двигателя. Вот так, деталь за деталью, привычный нам автомобиль изменяется до неузнаваемости и, хотя большинство владельцев могут не замечать этих глобальных перемен, даже такой привычный нам агрегат, как стартер, сегодня кардинально отличается от своих же аналогов из, казалось бы, недалёкого прошлого.