Как я уже писал, начиная с 1898 года, был поставлен шестьдесят один официальный рекорд скорости на автомобиле. Условно гонку за скоростью можно подразделить на три этапа:
1) 1898 — 1914. В этот период рекорды преимущественно ставились на серийных или обычных гоночных автомобилях на автодромах или дорогах общего пользования;
2) 1922 — 1947. В этот период рекорды преимущественно ставились на специальных рекордных автомобилях с колёсным движителем на пляжах или на соляных озёрах;
3) с 1964 года. В этот период рекорды ставились на автомобилях с турбореактивными авиационными или ракетными двигателями на соляных озёрах.
Во втором посте серии мы рассмотрим третий период.
Итак, III период. 1964-наши дни. Рекорды с №49 по №61.
49. С сорок девятым рекордом скорости для автомобиля произошёл казус. 5 сентября 1963 года, спустя почти 16 лет после Кобба, на соляных озёрах Бонневилля пилот Крейг Бридлав разогнался на своём автомобиле Spirit of America до скорости 657,114 км/ч. Это был первый в истории рекорд, установленный на автомобиле, движителем которого были не колёса, а реактивная тяга. Это противоречило правилам, установленным на тот момент автомобильной федерацией FIA; более того, автомобиль был трёхколёсным, в то время как в правилах чётко было прописано: четырёхколёсные экипажи. Рекорд не признали.
Но в дело тут же вступила мотоциклетная федерация FIM. Воспользовавшись отказом FIA от рекорда, она признала реактивный Spirit of America… мотоциклом с коляской (а по поводу движителя в правилах FIM вообще ничего не говорилось). Так абсолютный рекорд скорости на время ушёл от автомобилей к мотоциклам.
Вот Бридлав на фоне своего… гм… мотоцикла.
Официально же 49-й рекорд скорости установил в Австралии на поверхности соляного озера Эйр не кто иной как Дональд Кэмпбелл (Donald Campbell), сын Мальколма Кэмпбелла, 17 июля 1964 года на автомобиле Bluebird-Proteus CN7, и составил этот рекорд 648,782 км/ч. Двигатель у машины был газотурбинный мощностью 4450 л.с., а движитель — колёса.
Машина дошла до наших дней. Вот такая она.
Дональд Кэмпбелл стал третьим в истории человеком, обладающим рекордом скорости для автомобиля (но не аболютным — не забывайте о Бридлаве) и одновременно рекордом скорости на воде. Рекордов скорости на воде он установил целых семь штук, и разбился насмерть во время очередной попытки побить рекорд 7 января 1967 года в возрасте 45 лет. Обломки его катера Bluebird K7 и останки пилота нашли на дне лишь в 2001 году — в 1967-м водолазы остались ни с чем, а на поверхность всплыл лишь плюшевый мишка, талисман Кэмпбелла, всегда находившийся с ним в кабине.
50. Но в том же году в связи с «прецедентом Бридлава» FIA, наконец, ратифицировала реактивные автомобили, и это сразу дало новый толчок рекордам скорости. Уже 7 октября 1964 года был установлен пятидесятый рекорд скорости для автомобиля — 668,027 км/ч. Такой результат показал пилот Том Грин (Tom Green) на автомобиле Wingfoot Express с авиационным турбореактивным двигателем Westinghouse J46.
Перед заездом. Обратите внимание, как конструкторы обошли требование FIA к четырёхколёсности экипажа.
Я не знаю, в каком году родился Том Грин, но нынче он жив — самый «ранний» (не знаю, самый ли старый) из тех, кто когда-либо устанавливал мировые рекорды. Гонщиком он никогда не был — он был инженером-конструктором, а рекорд на машине собственной разработки был его личной попыткой доказать, что человек может всё.
51. Рекорд Грина продержался два дня. 7 октября 1964 года его побил друг и соратник Грина, гоночный инженер Эрт Эрфонс (Art Arfons) на автомобиле The Green Monster с более совершенным двигателем General Electric J79. Пятьдесят первый рекорд составил 699,01 км/ч. Интересно, что обе машины — и Wingfoot Express, и The Green Monster проектировал наряду с Грином и Эртом Эрфонсом брат Эрта — Уолт Эрфонс. Так что он поставил по сути два инженерных рекорда подряд.
Эрт рядом с машиной.
Самое смешное, что «Зелёный монстр» был красного цвета (здесь — версия 2.0 с улучшенной аэродинамикой).
52. Но 13 октября 1964 года в Бонневилле совершил свой заезд и уже встречавшийся нам Крэйг Бридлав (Craig Breedlove) на адаптированном под требования FIA автомобиле Spirit of America — Sonic 1 с четырёхколёсным шасси и движком General Electric J79. Он разогнался до скорости 754,330 км/ч, перекрыв достижение недельной давности на полсотни километров и установив пятьдесят второй рекорд скорости для автомобилей.
Бридлав перед заездом:
53. Два дня спустя, 15 октября 1964 года Крэйг Бридлав повторил свой заезд на автомобиле Spirit of America — Sonic 1 и установил пятьдесят третий рекорд, добравшись до совершенно безумной отметки 846,861 км/ч. Это был «прыжок веры»: машина не рассчитывалась на такую скорость; во время торможения оба парашюта последовательно сорвались, а тормозные диски сгорели. Бридлав чудом уцелел в заезде, который закончился для лишённого тормозов «Духа Америки» в ирригационном канале. Но рекорд был поставлен.
54. На этом бешеный октябрь не закончился. 22 октября пилот Бобби Тэтро на модернизированном автомобиле Уолта Эрфонса и Тома Грина Wingfoot Express разогнался до 933 км/ч, но не добрался до конца измерительного участка из-за выгорания топлива. Нерасчёт.
Поэтому пятьдесят четвёртый рекорд скорости установил 27 октября 1964 года хорошо нам знакомый Эрт Эрфонс на своём The Green Monster — он увидел, как Бридлав на одном и том же автомобиле показал скорость с разницей в 100 км/ч и сделал то же, подавив страх, на своей машине. Рекорд составил 863,791 км/ч.
55. Бонневильская схватка образца 1964 года сменилась новым сезоном — бонневилльской схваткой 1965 года. Октябрь перешёл в ноябрь, и 2 ноября 1965 года Крэйг Бридлав на в очередной раз усовершенствованном Spirit of America — Sonic 1 поставил пятьдесят пятый рекорд скорости для автомобиля — 893,966 км/ч, став первым человеком, «выехавшим» из 500 миль/ч.
56. 7 ноября 1965 года Эрт Эрфонс поставил пятьдесят шестой рекорд скорости на автомобиле — он провёл заезд на уже привычном модернизированном The Green Monster и разогнался до 927,872 км/ч.
Третий рекорд скорости стал для Эрта Эрфонса последним. Больше он участия в рекордной гонке не принимал и умер в 2007 году в возрасте 81 года.
57. Интересно, что в этом же ноябре гонщик Боб Саммерс установил рекорд скорости для автомобилей с колёсным движителем — 658,667 км/ч, всего на 10 км/ч перекрыв давний рекорд Дональда Кэмпбелла. Эта рекордная гонка выделилась в отдельную ветвь и продолжается по сей день.
Пятьдесят седьмой же рекорд скорости для автомобиля установил наш старый знакомый Крэйг Бридлав 15 ноября 1965 года на всё том же Spirit of America — Sonic 1. Рекорд составил 966,961 км/ч.
В общей сложности за 1964−1965 год было установлено 9 абсолютных рекордов скорости на суше. Крейг Бридлав жив (он родился в 1937 году) и даже пытался в 1990-х вернуться в рекордную гонку с новым автомобилем, но проект потерпел неудачу (хотя машину построили).
58. Но прогресс неумолим, и мощные авиационные турбореактивные двигатели тоже начали немножко отставать. 23 октября 1970 года, после пятилетнего перерыва, был установлен пятьдесят восьмой рекорд скорости для автомобиля. Это сделал пилот Гэри Гэбелич (Gary Gabelich) на автомобиле The Blue Flame — первый рекордным автомобилем с ракетным двигателем; он первым пробил барьер в 1000 км/ч, разогнавшись до скорости 1014, 52 км/ч.
Рекорд Гэбелича продержался 13 лет — очень долго. Гэбелич погиб в 1984 году в мотоциклетной аварии в возрасте 43 лет, как раз в процессе разработки новой машины для возвращения рекорда. Дуэль не состоялась.
59. Осталось чуть-чуть. 4 октября 1983 года англичанин Ричард Ноубл (Richard Noble) на автомобиле Thrust2 с авиационным двигателем Rolls-Royce Avon поставил пятьдесят девятый рекорд скорости на автомобиле, разогнавшись до скорости 1019,47 км/ч и вернувшись от ракетного двигателя к турбореактивному. Но, как видно, рекорд он побил совсем ненамного. К слову, с этого момента сверхскоростные заезды уже уехали из Бонневилля — все последующие рекорды ставились в пустыне Блэк Рок.
На автомобиль Thrust2 похож весьма отдалённо.
60. Как ни странно, рекорд Ноубла держался долго — до 1997 года. Никто не мог бросить ему вызов (хотя пара попыток была), кроме… него самого. Чтобы побить свой же рекорд, Ноубл и сотоварищи спроектировали могучий автомобиль с двумя турбореактивными двигателями — ThrustSSC. 25 сентября 1997 года пилот Энди Грин (Andy Green) за рулём ThrustSSC поставил шестидесятый рекорд скорости для автомобиля, разогнавшись до 1149,30 км/ч.
ThrustSSC.
61. Но целью Ноубла было преодоление автомобилем звукового барьера (SSC — supersonic car), и 15 октября 1997 года Энди Грин пошёл на второй заезд. ThrustSSC установил шестьдесят первый — и действующий на сегодняшний день — рекорд скорости на суше, разогнавшись до скорости 1227,99 км/ч и первым из людей преодолев звуковой барьер на автомобиле.
62. Никто, кроме Ноубла, не может бросить вызов Ноублу — это борьба с самим собой. Сразу после установление Грином сверхзвукового рекорда та же команда взялась за разработку нового автомобиля — Bloodhound SSC с несколькими двигателями — ракетными и турбореактивными. Машина уже построена, сейчас проходят тестовые заезды, а на 2019 год запланирован рекордный заезд, в котором всё тот же Энди Грин планирует разогнаться до 1609 км/ч, преодолев барьер в 1000 миль/ч.
Посмотрим, что получится.
Ну вот и всё. Поскольку адекватного обзора этой темы в рунете я не встречал, попытался восполнить пробел :) Надеюсь, кому-нибудь это было интересно.