Что такое звуковая архитектура?

в 18:55, , рубрики: Это интересно

Что такое звуковая архитектура?

Бум-бум-бум-бум-бум, звучит бесконечный, бессмысленный, броуновский шум, стук, какофония, напоминающая капли дождя, бьющие по жестяной крыше. В этом звуке нет ритма, он — единая масса, полотно, скульптура, по своей монументальности не уступающая статуе Свободы. Его создатель — швейцарец со странным именем Зимун, король картонных коробок и ватных шариков.

Да, именно картонные коробки, пробка и шарики из различных материалов — основные инструменты Зимуна (и конечно, не стоит забывать о скрытых в недрах скульптур электродвигателях). Он строит из мусора композиции высотой в несколько этажей, и эти композиции звучат. Звуковая скульптура — относительно молодое направление в искусстве, разновидность саунд-арта, в котором принимает участие не только акустическая, но и материальная составляющая. Звук в данном случае является не самостоятельным произведением искусства, как в музыке, а неотъемлемой частью инсталляции. Сам же Зимун, несмотря на молодость, — мастер саунд-арта высочайшего класса, а его картонные инструменты — шедевры кинетического искусства.

Что такое звуковая архитектура?

Точка отсчета

Многие современные мастера звуковой скульптуры начинали как музыканты, архитекторы и художники. Зимун не исключение. Он родился в Берне в 1977 году и еще в детстве обучился игре на нескольких инструментах. Нулевые Зимун посвятил музыке: играл в различных группах, пытался начать сольную карьеру, создал ряд амбициозных проектов. Однако звук никогда не был единственным интересом в его жизни: швейцарец с детства увлекался и другими видами искусства — фотографией, анимацией, живописью. А в 2000 году даже получил специальный приз на престижном конкурсе фотографии Swiss Youth Photo Award.

Что такое звуковая архитектура?

Но время шло, и Зимун хотел не просто записывать треки, а создавать звук в режиме реального времени, причем такой звук, который бы не зависел от музыканта-исполнителя. Так он пришел к звуковой скульптуре — первая работа такого плана увидела свет в Швейцарии, в бернском арт-пространстве Tonus-Music Labor. С тех пор Зимун получил широкое признание по всему миру, его выставки проходили в Париже, Лихтенштейне, Сан-Паулу, Бухаресте, и главное, что он нашел свой собственный стиль. Звуковая скульптура переродилась в звуковую архитектуру, жанр значительно более сложный и монументальный. В последние годы Зимун проводит пять-шесть собственных выставок и остается дома лишь на пару месяцев в году, отрешаясь от мира и размышляя над новыми инсталляциями.

Что такое звуковая архитектура?

Полное погружение

У его работ нет названий. Поэтому любой сайт, посвященный творчеству Зимуна, или картинная галерея, выставляющая его экспозицию, встречает зрителя заголовками вроде «16 двигателей постоянного тока, вата, картонная коробка 60 x 60 x 60 см». Впрочем, даже на самом незатейливом видео понятно, в чем именно состоит ценность подобной простоты: Зимун совершает чудо, преобразовав мертвую материю во что-то новое и самоценное, а кроме того, живое, двигающееся, развивающееся, иногда — даже угасающее. Это тот случай, где сумма явно превосходит слагаемые.

Что такое звуковая архитектура?

Для иллюстрации можно взять одну из последних работ Зимуна — «329 двигателей постоянного тока, ватные шарики, цистерна для толуола». Эта стационарная инсталляция, расположенная в швейцарском городке Доттикон, представляет собой огромную, построенную в 1951 году на территории местного химического завода цистерну для хранения толуола. Зимун отшлифовал ее внутреннюю поверхность, выкрасил ее в белый цвет и равномерно покрыл компактными двигателями постоянного тока. К каждому двигателю прикреплена нить с большим ватным шариком-катышком, беспрерывно и бессистемно бьющимся о металлическую стенку цистерны. 329 «броуновских» ударных установок в сумме своей создают эффект дождя, те самые бесконечные «бум-бум-бум». Огромную цистерну для удобства работы срезали с основания и перенесли в другое место — к чему тут мелочиться, при таких-то объемах?

Или еще одна скульптура, «318 двигателей постоянного тока, пробковые шарики, картонные ко-робки 100 x 100 x 100 см». Выглядит она как длинный коридор, построенный из картонных коробок и освещенный изнутри. Зритель идет по темному ангару, видит свет, заходит — и попадает в странное царство мерного дождевого шума, пробковые шарики бьются, как птицы, о картонные стены. Бум-бум-бум, гипнотический эффект. Надо сказать, что у Зимуна есть целая серия (более десятка) работ, построенных из картонных коробок и пробковых шариков. Звучание у них сходное, различается только планировка и конструкционные решения. Но в этом и суть звуковой архитектуры.

Что такое звуковая архитектура?

Машины или природа?

Критики характеризуют работы Зимуна как преображение, демонстрацию окружающей среды посредством технических средств. Его скульптуры соединяют в себе визуальную, звуковую и пространственную составляющие. На первый взгляд, они — манифест неживой природы, царство машин и кинетики, однако стоит попасть внутрь, и их механическая, однообразная работа оборачивается практически точной имитацией знакомых мотивов: тут и стук дождя, и треск пламени, и шум бегущего ручья, и шорох листьев. Как говорит сам скульптор, в этом нет никакого противоречия, поскольку главная цель — создание бесконечно сложных систем с помощью бесконечно простых средств.

Что такое звуковая архитектура?

На заре своего творчества Зимун использовал в инсталляциях значительно большее количество элементов и компьютерные контроллеры — это позволяло достигнуть поистине швейцарской точности. Однако позже он предпочел запланированному и размеренному ходу вещей сложность и непредсказуемость единожды запущенного процесса. Интересно, что отказавшие элементы Зимун ремонтирует далеко не сразу, потому что самостоятельность — неотъемлемая часть любой из работ швейцарца. Замкнутая система склонна к энтропии, и запущенные в определенный момент времени звуковые скульптуры развиваются, живут и угасают. Отказывающиеся прыгать шарики для пинг-понга или остановившиеся моторы время от времени становятся объектом насмешек посетителей инсталляций. Но даже они — часть системы.

Что такое звуковая архитектура?

Еще один пример — это бесконечная волна, которая называется по‑зимуновски просто: «36 вентиляторов, 4,7м3 пенополистироловых гранул». Под воздействием искусственного ветра эти гранулы образуют в замкнутом пространстве беспрерывно шевелящийся белый океан, на который зритель может смотреть снаружи через полукруглые окна. Хаотичное мельтешение гранул создает, помимо визуального эффекта волны, характерный звук сильного ливня.

Что такое звуковая архитектура?

Возвращение к истокам

Интересно, что настоящие имя и фамилию швейцарского скульптора можно найти только в связи с его самым ранним увлечением, музыкой. Мы оставим их в секрете — заинтересованным предлагается провести самостоятельное расследование, тем более что записываться Зимун продолжает и по сей день. Обычными эти работы назвать трудно, даже здесь их автор остается верным себе, экспериментируя с жанром, формой и содержанием. Его музыкальные композиции неуловимо напоминают другие, архитектурные аудиосистемы — то ли общей сложностью и невероятной четкостью, то ли ощущением преходящести всего и вся, которое после них остается.

В интервью Зимун говорит, что заворожен возможностью создавать сложные структуры из ничего, представая в образе холодного интеллектуала, скорее препарирующего природу, чем восхищающегося ею. Вместе с тем в творчестве швейцарца парадокс все же есть: в какой-то момент он сознательно отказывается от контроля над системами, отпуская свои детища в свободное плавание. И они стучат, шуршат, шумят, жужжат, дергаются, шевелятся, танцуют. И в этом броуновском шуме проявляются очертания нового здания.

Саунд-арт как вид искусства окончательно сформировался в первой половине XX века. Огромный вклад в его развитие внесли, в частности, советские футуристы 1920-х годов — Евгений Шолпо, Михаил Цехановский, а также изобретатель Лев Термен, чей знаменитый терменвокс конструкционно представлял собой значительно больший интерес, нежели издаваемые им звуки. Высшей точкой искусства, в котором звук имеет ценность только в сочетании с производящим его инструментом, можно назвать Блэкпульский приливной орган, огромную скульптуру, построенную в 2002 году Лайамом Кертином и Джоном Гудингом. Восемнадцать труб этого 15-метрового гиганта через сложную акустическую систему соединены с кромкой берега и «поют», используя энергию приливов и отливов. Таким образом скульпторы позволяют услышать голос моря. Аналогичные поющие структуры установлены в хорватском Задаре («Морской орган») и Сан-Франциско («Волновой орган»).

Источник

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js