Вы никогда не смотрели гонки — вам они неинтересны. От кого-то вы слышали, что даже с лучшего места на трибуне вы не увидите ничего, кроме равномерно проносящихся одинаковых машин — вжух… вжух… Мы не призываем вас отрываться от футбола, большого тенниса, снукера или фигурного катания. Мы просто просим прочесть одну-единственную, эту самую статью. И если у вас не возникнет ни малейшего желания хотя бы чуть-чуть углубиться в вопрос, значит, у нас не получилось.
Насчёт «вжух… вжух…» вы, как ни странно, правы. Нет ничего скучнее, чем смотреть гонку, сидя на трибуне. Самые дорогие места — над стартовой прямой — приносят пятисекундное развлечение в самом начале, когда болиды срываются с места. Но остальные полтора, шесть или все двадцать четыре часа гонки -равномерный, однообразный рёв моторов и проносящиеся машины. Причём с такой скоростью, что, не разбираясь досконально в расцветках и рекламных схемах, вы даже не поймёте, кто пронёсся.
Здесь, конечно, есть лайфхак: на любом автодроме значительная часть территории, не оборудованная трибунами, свободна для посещения. Поэтому гонку не стоит смотреть с одного места. Стоит гулять и находить разные точки обзора. Или выбрать несколько наиболее крутых в первые дни уик-энда, когда идут тренировки пилотов, и курсировать между ними.
Но всё равно: все гонки плохи по‑своему. Где-то раздражает однообразность, где-то затянутость, где-то толпы народу и плохо организованное питание, где-то бешеная стоимость билетов и сложности с логистикой. Поэтому мы вас понимаем: футбол с его стадионами в центрах городов и белым мячом — простым и понятным объектом наблюдения — намного зрелищнее.
И потому именно сейчас, в разгар чемпионата мира по футболу, мы попытаемся вас сагитировать. И рассказать, почему именно сейчас, летом 2018 года, надо начать смотреть гонки. Причём не банальную «Формулу-1» (это по желанию), а что-то более требовательное к людям и машинам. Например, 24-часовые марафоны на выживание.
Первая причина: Россия вперёд!
Лет десять назад кто-то сфотографировал изготовленный в Китае значок с надписью «Роисся, вперед!» В интернете тут же его «дошлифовали», исправив в «Фотошопе» на «Роисся, вперде!» Этот ироничный слоган то и дело всплывает по отношению к достижениям наших спортсменов — стоит им хотя бы чуть-чуть оступиться. По отношению к футбольной сборной он вообще не стихает — хотя на старте Чемпионата 2018 года она болельщиков приятно поразила (с Уругваем шансов не было: это мы все должны понимать).
Но знаете, сложно сражаться, когда над тобой смеются. Поэтому именно здесь и сейчас российским пилотам на международной арене очень нужна поддержка. Потому что они — в топ-дивизионе и сражаются наверху. Мы — не аутсайдер, а, скорее, аналог футбольной Аргентины — сильной команды с яркими игроками, которой иногда не везёт.
Мы «вживую» видели гонку «24 часа Ле-Мана»: общались с пилотами, ходили по боксам, видели самоотверженную работу механиков. В 2018 году в самом знаменитом марафоне мира стартовало целых две российских команды, и обе имели шансы на высокие места. SMP Racing выставила два экипажа в высшем классе LMP1 («спортпрототипы Ле-Мана, 1 дивизион») — впервые в истории российских выступлений! Построенный совместно с компанией Dallara болид BR1 показал себя быстрым — в квалификации лучший экипаж занял 4-е место, а в гонке долго шёл третьим, уступая лишь непобедимым заводским Toyota. Но в минус сработали разные факторы: один экипаж подвёл двигатель, начавший барахлить буквально через час после начала гонки, а второй — человеческий фактор: ночью молодой пилот Матевос Исаакян попал в аварию, но вернулся на трассу, и BR1 своим ходом добралась до боксов. Тем не менее, оказалась повреждена система охлаждения, и после перезапуска автомобиль проехал всего несколько метров, после чего эффектно, с фонтаном вырывающейся горячей охлаждающей жидкости, встал.
Вы скажете — ну и где же тут успех? Первое и второе места заняли Toyota, третье — швейцарская команда Rebellion, за кого тут болеть вообще?
Так может сказать лишь человек, увидевший финишный протокол и ничего более. Во первых, надо знать, что для Toyota эта победа стала первой в Ле-Мане после 19 (!!!) попыток! Причём команду всегда подводили именно технические проблемы — в 2016-м лидирующий экипаж Toyota сошёл за несколько минут (!) до финиша, уступив победу Porsche. Так что поверьте, нет команд без технических проблем.
Во вторых, для BR1 это не просто первый в истории Ле-Ман, но вообще — всего лишь вторая гонка! Команда учится, и с каждой гонкой проблем будет всё меньше и меньше. С первой попытки 24-часовую гонку выиграть нельзя.
В-третьих, по чистой скорости машины SMP Racing были быстрее, чем значительно более опытные конкуренты — Rebellion (в Ле-Мане с 2011 года), ByKolles (c 2009-го), CEFC Manor (c 2016-го). Если бы не технические проблемы, мы бы точно приехали третьими. А проблемы — решаемы. Набрать скорость значительно сложнее.
И речь же не только о гонке «24 часа Ле-Мана». Она — лишь часть WEC, Чемпионата мира по автогонкам на выносливость, в календаре которого есть гонки длительностью 24 часа, 6 часов и (внезапно) 1000 миль. Давайте посмотрим историю выступлений России в этой серии:
2012 год: от России в чемпионате не выступает ни одной команды и лишь один пилот — Роман Русинов во французской Signatech-Nissan; ни одной победы или подиума.
2013 год: первая российская команда в младшем классе LMP2 («прототипы Ле-Мана, дивизион 2») — G-Drive Racing, экипаж Русинова выигрывает 4 гонки в LMP2 и завоёвывает бронзу в своём классе;
2014 год: две российских команды в LMP2 — G-Drive Racing и SMP Racing, пять (!) российских пилотов — Роман Русинов, Сергей Злобин, Антон Ладыгин, Кирилл Ладыгин и Виктор Шайтар. На их счету — 5 побед, а Сергей Злобин, выступающий за SMP Racing, становится чемпионом мира в своём классе.
2015 год: G-Drive Racing выступает в классе LMP2, а SMP Racing — в классе LMGTE Am (это не спортпрототипы, а машины класса GT, конкретно SMP Racing использует Ferrari 458). И Россия завоёвывает два титула — экипаж Русинова выигрывает свой класс LMP2, экипаж Виктора Шайтара и Алексея Басова — свой, LMGTE Am! Суммарно — 7 побед в обоих классах;
2016 год: обе команды в LMP2. Кажется, что выступление бледнее, чем два года до того — 3 победы на счету Русинова из G-Drive Racing. Но это заблуждение: перерыв SMP Racing в 2015 году и средние выступления 2016-го связаны с тем, что впервые в истории российская команда выпустила на трассу машину собственной — пусть и совместной с Dallara — разработки, прототип BR01. Это огромный прорыв.
2017 год: SMP Racing снова берёт «отгул»: освоим технологии на BR01, спортпрототипе младшего класса, команда строит BR1, прототип LMP1 — класса, в котором Россия не выступала никогда и куда трудно попасть с клиентской (купленной у стороннего производителя) машиной.
Прогресс налицо. Мы научились выигрывать в младших классах — и теперь пытаемся покорить Эверест. Поэтому именно сейчас, в 2018—2019 годах нашим ребятам больше всего на свете нужна поддержка зрителей. Нужны флаги на трибунах, статьи в прессе, знание того, что в России о них знают и болеют не только за футбольную сборную (которая не так часто нас радует — хотя, конечно, случается), но и за тех, кто несёт триколор на международной автоспортивной арене.
Подытоживая этот раздел: если вы болеете за Россию, вам есть за кого болеть в автоспорте.
Вторая причина: нет ничего интереснее для технарей
Мы не умаляем технических достижений футбола или хоккея — изготовление инвентаря, компьютерные системы фиксации нарушений и так далее — это очень круто. Но всё-таки автогонки — это самый технический вид спорта. Потому что инструмент пилота — это автомобиль, который сам по себе является чудом инженерной мысли. То же самое можно сказать о заправочном оборудовании, о системах телеметрии и даже о гоночных комбинезонах — технологии их изготовления в разы сложнее и интереснее, чем пошив формы для командных видов спорта.
Давайте сразу перейдём к примеру. Перед нами — болид BR1, разработанный совместными усилиями российской компании BR Engineering и знаменитой итальянской фирмы Dallara. Автомобиль представили совсем недавно, в ноябре 2017 года, в Бахрейне — именно там проходил последний этап сезона WEC.
Сложность создания спортпрототипа любой категории заключается в том, что машина должна быть быстрее конкурентов и при этом вписываться в очень строгие технические рамки. Для класса LMP1 с негибридным двигателем это 73 страницы сплошных ограничений.
Жёстче всего определены размеры машины. Общие, например, выглядят так: колёсная база не длиннее 4650 мм, при этом передний свес не больше 1000 мм, а задний — 750 мм; ширина — в рамках между 1800 и 1900 мм, а высота — не более 1050 мм. При этом оговорена толщина каждого элемента обвеса, его площадь и метод крепления. Например, высота верхней кромки «плавника» (в прямом смысле — это специальный аэродинамический элемент, напоминающий акулий плавник) должна быть между 1040 и 1050 мм от земли, то есть реально ограничена одним (!) сантиметром. Столь же жёсткие требования предъявляются к двигателю и топливной системе, ходовой части, кокпиту — вообще ко всему. Иначе говоря — внутри правил WEC не разгуляешься (полные правила можете посмотреть здесь, очень страшное чтиво).
Так что инженерная задача тут покруче, чем разработать новую модель для «АвтоВАЗа». Никакой свободы мысли у инженеров нет — и при этом они должны как-то оказаться лучшими. Напоминает бег в мешках.
И вот внутри этих ограничений инженеры Dallara и BR строят совершенно новую машину, сражаясь с сотнями специалистов и десятками миллионов долларов заводской Toyota. Конечно, спортпрототип — это автомобиль, который сочетает в себе множество различных систем — двигатель Advanced Engine Research (Великобритания), сцепление Tilton (США), тормоза Brembo (Италия) — но это не только нормально, но и правильно. Любой спорткар — это огромный конструктор, детали которого производятся десятками различных компаний по всему миру. А задача инженеров — это конструктор собрать воедино.
Подытоживая этот раздел: если вы или ваши дети тянутся к технике, нет лучшего самоучителя, чем гоночная индустрия. Те, кто увлекается гонками с детства, поступают в Бауманку без экзаменов. Шучу. Но в каждой шутки есть доля шутки.
Третья причина: этнография и международная дружба
Почти всем (за редкими и странными исключениями) нравится, что во время ЧМ мира по футболу в российских городах — много иностранцев. Они позитивные и радостные — все эти бразильцы, французы, испанцы, марокканцы и сенегальцы.
Гонки всегда собирают огромную интернациональную толпу. На «24 часах Ле-Мана» можно услышать десятки языков и наречий, познакомиться с множеством интересных людей, выпить в баре с шотландцем и станцевать танго с девушкой из Буэнос-Айреса. Не шутка, было дело.
Кто-то скажет: это же очень дорого! Да, с одной стороны — дорого. Но, во‑первых, поездки на любые гонки можно совмещать с обычным отдыхом. То есть поехать не просто во Францию, Германию или Польшу — а в то время, когда в некоем их регионе происходит праздник скорости. Тот же Ле-Ман — это старинный город, там потрясающий кафедральный собор, руины римских стен и шикарно сохранившаяся средневековая часть города.
Россия в мировом автоспорте, 2018 год
Давайте посмотрим, как для России прошла первая половина 2018 года в автоспорте:
1) В чемпионате FIA Formula 2 пилот российской команды Russian Time Артём Маркелов выиграл 2 гонки и идёт на 5-м месте в чемпионате (в 2017-м он был вице-чемпионом);
2) В Еврокубке Formula Renault выступают два наших пилота — Александр Смоляр и Александр Вартанян. Выступают не блестяще, но всё впереди, а в 2017-м российский пилот Роберт Шварцман выиграл 6 гонок и стал бронзовым призёром серии.
3) В Blancpain GT Series Sprint Cup (ранее — FIA GT) выступает уже знакомая нам команда SMP Racing с пилотами Владимиром Атоевым и Алексеем Комеевым. Пока выступает средне — но это первый год в серии! В 2013-м российский пилот Сергей Афанасьев был чемпионом в категории Pro-Am.
4) В Европейской серии Ле-Ман (ELMS) выступают и SMP Racing, и G-Drive. Последняя на данный момент лидирует в чемпионате, на счету Романа Русинова одна победа; в прошлом году русские команды боролись на равных и с другими, и между собой, обе выиграли по гонке.
5) Конечно, мы в очередной раз выиграл ралли «Дакар» в категории грузовых автомобилей — первым стал «КамАЗ» Эдуарда Николаева, Евгения Яковлева и Владимира Рыбакова. 3-е место занял другой экипаж «КамАЗа». Особенно обидно, что сошёл — лидируя! — екатеринбургский квадроциклист Сергей Карякин, выигравший «Дакар» в 2017-м году — впервые для России в иной категории, нежели грузовики.
6) В «Формуле-1» мы уже который год имеем своего представителя. Сейчас это Сергей Сироткин (Williams), до того были Даниил Квят и Виталий Петров, причём оба последних поднимались на подиумы и показывали быстрейшие круги в гонках. Ждём и от Сироткина!
7) В Чемпионате мира по ралли-рейдам (FIA World Cup for Cross-Country Rallies) наш неизменный Владимир Васильев занимает 3-е место в турнирной таблице, финишировав на подиуме в 5 из 6 гонках. В целом в чемпионате принимают участие 10 российских пилотов, и на счету россиян — три чемпионских титула; в 2006 чемпионом становился Сергей Шмаков, в 2010 и 2011-м — Леонид Новицкий, а в 2014-м — Владимир Васильев.
8) В мотогонках наши успехи скромны: Евгений Бобрышев, российская звезда мирового мотокросса, бывший бронзовым призёром 2015 года в высшем классе MX1, проводит сложный сезон. А в остальных серьёзных мотоциклетных сериях Россия не представлена.
К сожалению, Россия покинула Чемпионат мира по турингу (WTCC) — а ведь на счету команды АвтоВАЗа было 6 побед в гонках.
Какой можно сделать вывод? Мы сражаемся. Да, мы не абсолютные звёзды мирового автоспорта, у нас пока нет своего Сенны или Шумахера. Но не забывайте, что Россия, по сути, начала серьёзно принимать участие в мировом автоспорте лишь в 1990-е годы, и те успехи, которых мы добились в ралли и гонках-марафонах, стоят многого.
Собственно, можно и не выезжать из страны — поехать в Сочи на Гран-При России Формулы-1, отдохнуть, послушать музыку (на гонках часто выступают известные музыканты), поесть мороженого и послушать рёв моторов. Насчёт последнего: несколько раз мы встречали в продаже диски с записями различных двигателей, в частности, Ferrari выпустила несколько подобных «альбомов».
Посмотрите на футбольных фанатов: они приехали в Россию не просто на матчи, но посмотреть страну, в которой прежде никогда не были, увидеть Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Волгоград. Берите с них пример! В отличие от чемпионатов мира по командным видам спорта, этапы автогоночных чемпионатов проходят на протяжении всего года в самых разных странах. Не нужно ждать четыре года и ехать туда, куда предложит спорткомитет. Можно выбрать любое время и страну.
Подытоживая этот раздел: если вы любите путешествовать, попытайтесь совместить приятное с приятным. Ничего не потеряете, только выиграете!
Россыпь причин
Почему ещё стоит смотреть гонки?
Это азартно — можно болеть за команду, болеть за пилота, спорить с друзьями и беспокоиться, когда у вашего кумира возникают проблемы на трассе. На этот счёт 24-часовые гонки — самые интересные и напряжённые, потому что проблемы по их ходу возникают почти у всех. На минувшей гонке финишировавшим вторым экипаж Toyota почти остановился за час до финиша, и все думали, что он сойдёт — но нет, всё-таки доехал.
Их можно смотреть по‑разному — по телевизору или онлайн на планшете, вживую с трибун или прямо из технических зон (на американских гонках туда продаются отдельные билеты, в Европе это не так распространено — хотя именно это интереснее всего), просто узнавать результаты или болеть со старта до финиша.
Можно интересоваться разными их сторонами — самой гонкой или технической составляющей, девушками на старте или шоу вокруг гонки, парадом пилотов на ретро-автомобилях или просто архитектурой мест, где гонки проходят. А можно коллекционировать магнитики с разными гонками.
Подытоживая весь материал: попробуйте. Даже если вам кажется, что это совсем не ваше. Даже если вы ничего не понимаете в автомобилях. Даже если не знаете ни одного имени пилота. Просто спланируйте очередной отпуск не в Египет, а в тот же Ле-Ман (не сильно дороже, кстати). Не понравится — ну что ж, зато какой опыт. А понравится — добро пожаловать в клуб.
Для справки: SMP Racing — единственная в России и крупнейшая в мире программа развития национального автоспорта. Одноимённые команды и пилоты программы представлены в различных международных и российских соревнованиях: «Формула-1» (в качестве партнёра Williams), в чемпионате мира по гонкам на выносливость FIA WEC, в европейской «Формуле-3», в сериях Blancpain GT и Toyota Racing Series, Еврокубке Formula Renault, и так далее — всего более десяти различных чемпионатов. В рамках программы SMP Racing проводятся молодёжные картинговые турниры, функционирует академия SMP Racing, где обучаются молодые пилоты, а также проводятся различные мероприятия, направленные на популяризацию и развитие российского автоспорта.