Почему на борт лайнера запрещено проносить большие объемы жидкостей?
Как известно, сейчас при предполетном досмотре вам не разрешат взять с собой в самолет емкость с жидкостью, превышающей объем 100 мл, будь то одеколон, пена для бритья или питьевая вода. Этот международный стандарт авиационной безопасности введен в ответ на раскрытый британскими спецслужбами так называемый заговор с жидкой бомбой (Liquid Bomb Plot), когда террористы базировавшейся на Британских островах ячейки террористической организации «Аль-Каида» (запрещена в России) планировали многочисленные теракты на лайнерах, совершавших рейсы между Великобританией и США. Предположительно исламисты намеревались осуществить задуманное с помощью пронесенной на борт под видом прохладительных напитков бинарной взрывчатки на основе высоколетучей и взрывоопасной перекиси ацетона. Заговор был раскрыт в 2006 году. Стоит отметить, что итоги расследования вызвали множество скептических отзывов и сомнений в том, что замысел с «жидкой бомбой» действительно имел место.
Известно, что крoветворение у млекопитающих происходит в костном мозге, а откуда берется кровь у существ, не имеющих костей?
Кроветворение, или, если использовать более академический термин, гемопоэз, эволюционно старше появления костей и красного костного
Когда люди додумались исполнять музыку?
Этого никто точно уже никогда не узнает, потому что первое использование человеческого голоса не для речи, но для пения не могло быть зафиксировано никак. С музыкальными инструментами проще. Первыми по времени из них были скорее всего ударные инструменты — камни и деревяшки, отбивавшие ритм. Настоящая музыка — последовательность интервалов между звуками определенной высоты — появилась, вероятно, не позже 40 000 лет назад: люди научились превращать кости зверей и птиц в простейшие флейты. Одна из самых известных находок относится к 1995 году, когда словенский археолог Иван Турк обнаружил на объекте Дивье Бабе кость пещерного медведя с отверстиями, которые позволяли исполнять на дудочке ноты диатонической гаммы (если очень просто — аналог белых клавиш на рояле без черных). Ученые до сих пор спорят, действительно ли это флейта, какого она возраста и кто ее изготовил — предки современных людей кроманьонцы и или потерянная ветвь человечества — неандертальцы. Впрочем, другие находки подтверждают, что порядка 40 тыс. лет назад музыка уже вошла в жизнь Homo sapiens.
Почему носители родственных языков бывают так непохожи друг на друга?
Похожий язык совсем не показатель этнического родства. В истории нередко случалось так, что немногочисленные завоеватели навязывали свой язык инородному покоренному большинству. Современные французы — потомки германского народа франков и романизированного кельтского населения Галлии. Их язык происходит от латыни. Английский язык (язык потомков германских народов англов, саксов, ютов, фризов, датчан) в основе своей близок к немецкому, но испытал сильнейшее влияние французского, принесенного на Британские острова офранцузившимися викингами под водительством великого герцога Нормандского Вильгельма. Тюркский каганат, основателями которого были люди монголоидной внешности — «небесные тюрки», распространил свой язык, превратившийся в ветвь языков, до самой Европы, и многие народы, говорящие на тюркских языках, имеют вполне европеоидную внешность, например турки или азербайджанцы. В современных венграх почти нет генетического следа угров — создателей венгерского государства в Паннонии, а язык — да, сильно изменившийся — продолжает жить.
Существуют ли плавучие аэродромы?
Ответ — да, это авианосцы. Если же говорить о гражданских аэропортах, принимающих миллионы пассажиров в год, то ни одного реально функционирующего в мире аэродрома на плаву не существует. В настоящее время ведется строительство плавучего терминала в индонезийском аэропорту им. Ахмада Яни, но самолеты по‑прежнему будут садиться на ВПП, оборудованную на твердой почве. Вместе с тем дефицит земли и желание отодвинуть аэродром подальше от жилых кварталов не раз вызывали к жизни проекты создания аэродромов на плаву. Автор американского журнала Popular Mechanics еще в 1930-е годы предлагал возвести вдоль побережий Америки сеть плавучих аэродромов. Идея создать аналогичный аэродром у берегов Японии была доведена до постройки ВПП-прототипа длиной 1000 м. Правда, впоследствии от проекта отказались. Выдвигались предложения и о строительстве в устье Темзы супераэродрома с шестью полосами в помощь вечно загруженному Хитроу. Несмотря на многочисленность проектов, ни один из них пока не воплощен в жизнь — вероятно, из-за ограничений инженерного и финансового характера.
Нельзя ли использовать комету или астероид в качестве космического зонда?
Идея витает буквально в воздухе и перспективы высадки на небольшой космический объект научного оборудования кажется весьма привлекательной. Не надо тратить энергию на перемещение в космосе — объект и так движется с большой скоростью. Но есть одно «но». Кометы и астероиды мчатся в пространстве согласно законам небесной механики — они летят туда, куда летят, а в задачу космического зонда обычно входит исследование конкретного астрономического объекта или участка космоса. Направить астероид в нужную точку пространства практически невозможно. Таким образом, высадка зонда на малое небесное тело имеет смысл лишь для изучения самого этого тела, что и продемонстрировала история зонда Rosetta, исследовавшего комету Чурюмова-Герасименко.
Цифры
2,26 кДж энергии |
уносит грамм пота, испаряясь с поверхности тела и охлаждая его |
98,63 карата |
весил редкий алмаз, найденный в конце 2017 года на трубке «Юбилейная» в Якутии |
8479 |
научных публикаций посвящены антионкогену ТР53 |
-114,1 °C |
при такой температуре замерзает этанол |
140 000 волосков на 1 см2 |
отращивают каланы — животные с самой густой шерстью |
1/705600000 доле секунды |
равен флик, новая единица времени для оценки длительности кадров в видеопотоке |
99,9999999% чистоты | по «правилу девяти девяток» должен иметь кремний для производства современных микросхем |
4425 аппаратов | составит спутниковая группировка SpaceX для глобального и свободного доступа в интернет |
Статья «Вопросы и ответы» опубликована в журнале «Популярная механика» (№3, Март 2018).