Довольно много историй было и видимо будет на Хабре про переезды, хочу рассказать свою тоже.
Вводная часть
Я разработчик, пару лет работаю удаленно на европейских и американских клиентов. До этого 10 лет проработала разработчиком и техническим менеджером в Москве.
Какое-то время назад озаботилась вопросом легализации доходов от удалённой работы и одновременного переезда.
Если честно не думаю, что мой опыт может слишком сильно пригодиться кому-то ещё, потому что я в итоге выбрала окольный путь, с открытием своей компании, выплатой налогов и зарплаты себе, как единственному сотруднику. И дальше запросу внж с помощью своей компании. Кажется, что все можно сделать гораздо проще.
Но мне уже не очень хотелось наниматься к кому-то (почему, читайте ниже) и прельстила идея “собственного бизнеса”.
Уточню, что на получение документов у меня ушел примерно год.
Почему Эстония
Я рассматривала варианты восточной Европы, потому что мне казалось, что 1) переехать туда проще, чем в западную; 2) общий уровень затрат (расходы на жизнь) там ниже; 3) это все еще близко к России (съездить к родителям проще, чем из Штатов). Я успела побывать до Эстонии только в Латвии (до этого в восточной Европе вообще нигде не была). В Латвии мне субъективно не понравилось.
Из впечатлений — в Эстонии больше в ходу английский (в столице) и меньше русский. В Латвии все ровно наоборот, но при этом на русском будут крайне неохотно говорить, а на английском — очень плохо (магазины, кафе).
В Эстонии со мной переходили на ломаный русский, когда узнавали, что я из России почти все люди старше 40. Те, кому 20-30 лет говорили только на английском.
Таллин понравился больше Риги и я стала узнавать о дальнейших перспективах.
Про найм в компанию
Первый вариант, который я рассматривала — наняться на работу в уже существующие компании, которые занимаются клиентской разработкой.
В Риге я встречалась с представителем одной такой компании. Он мне рассказал, что оформит мне блюкард, если мы договоримся, но ему придётся платить за меня налоги, поэтому мне надо будет заниматься не только своими проектами, но и его, скорее всего. Это первый момент, который мне не очень понравился (наверное я просто отвыкла работать в таком формате, когда мне говорят, какими проектами заниматься, а не я их выбираю. Кому-то такое наверняка подойдёт).
Второй момент — мне показалось, что компания эта гораздо больше заинтересована в моем клиенте, чем во мне. Видимо для латвийцев норвежский клиент — синоним денежного мешка, это было как-то слишком заметно и тоже мне не понравилось.
Поэтому дальше я уже для себя найм в компанию не рассматривала, и заодно Ригу вычеркнула (там на меня произвёл впечатление ЖД-вокзал, где бомжей было больше, чем пассажиров и персонала).
Про е-резидентов
История с Эстонией началась с того, что я узнала о е-гражданстве (e-residency) и заказала себе карту е-резидента. Что она даёт можно почитать тут, но в целом с ней в дальнейшем было гораздо проще. Эту карту я заказала через интернет, а пришла она мне в Питерское посольство спустя пару месяцев.
С этой картой в принципе можно было уже удалённо открыть компанию (а сейчас вроде как и банковский счёт уже можно). Но я все же поехала в Таллин сама, во-первых, чтобы посмотреть, вдруг мне там тоже не понравится, а во-вторых, я нашла компанию, которая “оказывает помощь в открытии бизнеса” и мне хотелось с ними встретиться лично.
Про поездки
В Ригу и в Таллин я ездила поездами из Питера, это довольно удобно. В таких поездах довольно много интересных людей, никак не связанных с IT. Я заметила, что многие из них считали, что в России все хорошо, но возвращаться не хотели.
В одной из таких поездок я познакомилась с девушкой, которую потом наняла бухгалтером к себе в компанию. В Таллине много фирм, которые за небольшие деньги могут вести бухгалтерию (где-то 35 евро/месяц), но мне был важен личный подход. Она потом меня довольно много консультировала по документам, касающимся не только бухгалтерии, но и собственно переезда, поэтому тут я считаю, мне просто повезло.
Обычная налоговая или юридическая консультация стоит 120 евро/час для примера.
Про открытие компании и банковского счёта
О том, как открыть компанию в Эстонии я в первый раз прочитала в этом топике. Там сообщалось, что открыть-то компанию теоретически можно удалённо (при наличии карты е-резидента), но юридический адрес нужен обязательно.
В итоге я обратилась в фирму, которая предоставляет юридический адрес и она же помогает в регистрации компании.
Для этого я приехала в Таллин, кажется на тот момент без физического посещения нельзя было обойтись. Сейчас, насколько я понимаю, все эти действия можно совершить удалённо.
Если честно, “помощь” этой фирмы оказалась особо ценная, потому что все анкеты все равно нужно заполнять самостоятельно, так что по большей части это было пустой тратой денег, достаточно было просто купить юридический адрес.
Дальше компании нужен расчетный счёт. Для его открытия сама компания уже должна быть зарегистрирована в местном реестре. Я пришла сначала в банк SEB и сказала, что мне нужен счёт (для физического и для юридического лица). В банке к моей просьбе отнеслись довольно скептически, сказали, что не видят связи с Эстонией (то есть открытая там компания не в счёт), но подумают и через неделю мне сообщат.
Неделю мне ждать не хотелось, учитывая, что у меня обратный билет был уже куплен. Поэтому я пошла в SwedBank и там меня послушали и сказали, что все откроют, но это будет стоить 200€.
Про расходы
Поскольку основной целью мероприятия было оформление внж, самые расходы были на то, чтобы моя только что открытая компания начала работать в белую и платить мне минимально допустимую зарплату и налоги.
Налоги были около 700€ каждый месяц. Минимальный срок работы компании для подачи документов — 4 месяца, но и после подачи я не переставала это все платить, потому что проверить можно в любой момент. И компания, которая вдруг перестала работать, явно вызовет вопросы.
То есть в общей сложности пришлось заплатить 6х700€ налогами, 6х1000€ зарплатой. Все эти деньги должны были официально приходить на расчётный счёт компании.
По сравнению с этим остальные расходы были не столь существенны: открытие компании (120€), налоговая консультация (ещё 120, этого можно было и не делать). Собственно подача документов на внж — 120€ в посольстве в Москве. Плюс билеты на поездки туда-сюда и оплата съемного жилья.
В оформлении документов мне помогал бухгалтер/юрист в одном лице, о которой я говорила выше, иначе это стоило бы ещё бОльших денег.
Про время
В первый раз я приехала в Эстонию в феврале, а решение о выдаче внж мне сообщили в декабре. В принципе можно было чуть быстрее. Наверное сейчас если бы я делала то же самое, смогла бы сократить время месяца на два.
Про подачу документов на внж
Для подачи ходатайства мне понадобились все документы о деятельности компании, моё резюме и данные о ближайших родственниках.
Всю эту кипу документов я принесла в московское посольство и там сообщили, что максимум два месяца будут рассматривать. Правда потом оказалось, что это не правда — по истечению двух месяцев ничего не произошло.
Я позвонила в посольство, где мне сказали связываться с таллинским полицейским управлением (они занимаются в том числе документами) напрямую. В полицейском управлении, как мне показалось, до моего звонка мои документы вообще никто не смотрел, потому что после звонка на почту мне прислали кучу дополнительных вопросов.
После они собирали комиссию по моему делу (заочно). Я так поняла потому, что их очень смутило отсутствие у моей компании эстонских клиентов.
Итог
В итоге это оказалось не самым рациональным наверное путём, но по крайней мере он сработал. Если вы хотите просто переехать, то это долгий и без гарантированного результата путь. Гораздо проще просто наняться к кому-то и получить blue card.
Автор: sheepwalker